Умение расписывать дерево в золотой цвет без использования, собственно говоря, золота было передано хохломским мастерам от иконописцев-раскольников, открывших это ноу-хау еще в XII веке в тайной глуши лесов Заволжья. Кстати, они же были знакомы с ремеслами, обеспечивающими роспись: токарным делом и искусством древнего орнамента. Возможно, им были знакомы также древние виды росписи, Крупное торговое село Нижегородской области Заволжья - Хохлома, - словно магнит, притягивала к себе искусных мастеров.
Эта, говоря современным языком, региональная ярмарка для группы деревень по берегам реки Узолы работала не только для внутреннего рынка России. Зажиточные купцы скупали на ней крупные партии ходового товара и везли их на экспорт. Таким образом, рынок Хохломы был «под прицелом» как внутреннего, так и внешнего рынков, а значит, на нем преобладала конкуренция качества над конкуренцией цены. Был создан реальный стимул: умение мастеровитого человека приносило ему ощутимый достаток. Согласно исследованиям специалистов, в период с XII по XVII века произошло эволюционирование хохломского стиля, в который интегрировались древние нижегородские виды росписи по дереву. В период с XVII по XVIII столетие хохломской стиль в основном сложился. В наше время его очагами являются: - фабрика «Хохломской художник», на которой работают мастера из сел Ковернинского р-на (Семино и др.). В их росписях преобладают полевые цветы и лесные ягоды; - объединение «Хохломская роспись», г. Семенов. Мастера объединения традиционно развивают тему фантастических цветов. Технология хохломы Монашеское мастерство «тонкой кисти» нашло сферу применения в богатейшем растительном орнаменте. Большую роль играло качество изделий. Искусство хохломы предполагало соблюдение мастерами определенной технологии. Характерно, что она не изменилась до нашего времени. Перечислим по порядку ее стадии: - вытачивание на токарном станке деревянной заготовки посуды («белья»); - грунтовка заготовок жидким раствором специально подготовленной глины («вала»). В наше время с этой целью используют искусственные грунтовки; - лужение оловом или же серебром. Сейчас для этого используют алюминий; - художественная роспись по дереву и сушка изделия в печи; - лакировка и горячая сушка. Интенсивная термическая обработка изделий определила цветовую гамму, предпочитаемую древнерусскими живописцами: сочетание золота и красной киновари с черным цветом. Т.е. температура хохломских печей не влияла на яркость и контрастность таких красок.
Комментарии (1)
31 марта 2016
Как красиво!
Добавить комментарий