Интернет-магазин ОБИ

История топиарии

поделиться

Английское слово «topiary» восходит к латинскому «topiarius» - садовник, а оно, в свою очередь, образовано от «topia» - декоративное садоводство. В классическом понимании топиарное искусство – это геометрические, фантастические или природные формы , выстриженные из кустарника или дерева с мелкой листвой, по шаблону или на глаз.

 

Само слово топиар (англ. topiary) происходит от латинского topiarius – садовник ландшафтного орнамента.

 

В латинском языке это уже слово – topiarius;-a; -um;- (прил) – принадлежащий к орнаментальному искусству.

 

Топиарами называют зеленые скульптуры для оформления садовых ландшафтов.

 

Топиарное искусство (от англ. top - вершина) – изменение естественной формы растений путем фигурной стрижки деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантазийных форм.

 

Топиарное искусство – орнаментальное или фантазийное садоводство, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.

 

Искусство топиари насчитывает многовековую историю. Искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре.

 

А немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира – висячие сады Семирамиды в Вавилоне.

 

ДРЕВНИЙ РИМ

 

Мастерство фигурной стрижки деревьев или кустарников пришло в Европу из Восточного Средиземноморья и Азии. К концу 1 века н.э. топиарные формы стали украшением садов состоятельных римлян.

 

Во время римской экспансии на Ближний Восток топиарное искусство было привезено в Рим с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. За угодьями Цезаря присматривал императорский садовник по имени Калвена. Правителю так понравилось, как последний фигурно подрезал дерево, что он потребовал, чтобы его владения украшали только такие красивые живые скульптуры. Позднее этот же садовник вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен императором. В римской империи мастер, знающий искусство топиари, оценивался в стоимость нескольких десятков рабов, но при этом сам таковым не являлся, а был скорее приближенным и передавал свои знания только лучшим своим ученикам.

 

С экспансией распространилась и модельная стрижка. Каждая провинция привносила что-то новое, и вскоре появились даже школы «фигурного» искусства. Ответственных за такую работу садовников называли topiaries. Вместе с расширением границ Римской империи традиции топиари распространились по Европе.

 

Первые письменные упоминания об орнаментальном садоводстве принадлежат римлянам  и датируются 38 г. до н.э и 14 г. н. э. Плиний Старший приписывал это открытие Кнею Матию (Gnaius Mattius),  другу императора Августа. Возможно, искусство стрижки деревьев и кустарников было привнесено  ранее из Средиземноморья и Азии. Каким бы ни было начало, к концу первого столетия н .э., топиари становится   естественным украшением садов состоятельных людей.

 

В своих письмах Плиний Младший (62-110  гг. н.э.), описывает сады своей виллы в Тоскании как «Украшенные различными фигурами, с ограждениями в виде живых изгородей, вдоль которых вы спускаетесь по легкому склону, диковинные животные из самшита, расположены друг напротив друга, вокруг всего этого великолепия проходит дорога, спрятанная от глаз густой  причудливо стриженной изгородью. Сзади расположена аллея для экипажей или паланкина — Гестаций, в форме круга, с орнаментом из самшита в центре, стриженного бесчисленными причудливыми формами, вместе с посадками кустарника, подстригаемого садовыми ножницами для того, чтобы они не вырастали очень высокими, все в окружении разноуровневых стен» он добавляет, «…Кусты самшита подстрижены в сотни разных форм: иногда в виде букв, прославляя имя мастера, а иногда и подмастерья; то тут то там небольшие обелиски  появляются и исчезают,  среди плодовых деревьев».

Это великолепное описание сада, украшенного самыми фантастическими формами, и, что самое интересное,  несмотря на то, что садовники были рабами, достаточно уважаемыми людьми,  достойными, чтобы увековечить свое имя.

 

Поскольку Римская Империя распространила свое влияние на весь завоеванный мир, колонизаторы принесли с собой много элементов своей культуры.  Дворцы и Виллы появлялись  на завоеванных землях, повторяя те, что были оставлены на Родине, и при археологических раскопках были найдены сады и самшитовые изгороди, подтверждая частое использование топиари тогда, впрочем, как и сейчас.

 

В описании садов Древнего Рима упоминаются кусты самшита, сформированные в виде кораблей, храмов, вазонов, птиц, животных, мужских и женских фигур.

 

После распада Римской империи топиари получило новый виток развития – оно начало культивироваться духовенством. Монахи, которые всегда очень ценили тишину и покой, начали усовершенствовать сады для медитаций с помощью художественной стрижки деревьев. Не одну тысячу лет топиари было спрятано за стенами монастыря.

 

ВОСТОК

Одновременно художественная стрижка растений развивалась и на Востоке. Правда, там она из элемента ландшафтного дизайна превратилась в постулат философии и стала называться «бонсаи». Хозяин не мог принимать гостей в саду, если там не поработал садовый архитектор. Из растений вырезались беседки, коридоры, особенно талантливые мастера ваяли даже статуи Будды. Но все же это действо несколько отличалось от топиарного искусства других стран.

 

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

 

После падения Римской Империи (около 4 столетия после Рождества Христова) наступает период, известный как Смутное Время. Это был долгий период общественного хаоса, в течение которого основная борьба была за выживание. Блага цивилизации были оставлены в стороне. Только в монастырях и хорошо охраняемых замках искусство орнаментального садоводства не было забыто. Скудные документальные сведения подтверждают, что искусство топиари, стилизованные формы которого можно видеть на планах  в манускриптах и других источниках отображающих  этот период, не перестало существовать.

 

ИТАЛИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Период Возрождения дает новый толчок в развитии топиарного искусства.

Эпоха итальянского Ренессанса способствовала расцвету ландшафтного искусства. Тогдашние дизайны повторяли в саду орнаменты ковров, гобеленов, лепнин и гравюр. Неотъемлемой частью таких дизайнов стали топиари, которые использовали, чтобы создать живые изгороди и длинные прогулочные аллеи.

 

Сады являлись не только предметом удовольствия, но и отражением благосостояния хозяев. Это был 14 век, период Итальянского Возрождения.

Обращение к классике, поиск стиля и форм его воплощения породили сады, которые существуют и поныне: Сады Виллы Ланте (Баньайя); Кастелло Балдино (Монтальто ди Павиа) и Виллы Гарцони, около Коллоди в Тоскании. Многие образцы таких садов сохранились и по сей день, например, в Версале, английских садах Хэмптон Корт и др. Они отражают влияние эпохи Ренессанса в подстриженных изгородях и причудливых формах топиари.

Архитектура виллы во Флоренции, созданная Леоне Альбертис в 1459, отражает его страсть к стриженым формам. Он включал в свои работы топиарные формы: «сферы, колоннады, часовни, урны, вазоны; фигуры обезьян, горилл, волов, медведей, гигантов; мужчин и женщин, военных, ведьм, философов, пап и кардиналов».

Со временем влияние Ренессанса распространяется на всю Европу.

 

 

17-18 ВЕКА

 

ФРАНЦИЯ

 

В 17-18 веках Франция переживала настоящий бум изгородей из самшита. Сады сочетали в себе  разнообрназные виды изгородей: низкие, со сложными узорами, называемые ""партерами"" и высокие,  для акцента или зрительной преграды.

 

Искусство топиари использовалось только для  того, чтобы подчеркнуть архитектуру или в саду регулярного стиля. Этот стиль довел до совершенства Андре Ленотр в конце 17-го века, спроектировавший сад для короля Луи XIV.  Ленотр создал массивные орнаментальные партеры и огромные изгороди, которые простирались на мили. Сад прославлял абсолютную власть монархии как над человеком, так и над природой, и, по слухам, стоил около двух миллионов франков.

 

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

 

В Англии  довольно рано возникло увлечение  зелеными лабиринтами, благодаря которому поддерживалось и развивалось искусство стрижки деревьев.  По свидетельству современников,  граф Букингемский в 1502 году  платил деньги садовникам за ""уход за виноградниками и их формировкой"". Помимо садов  с традиционными изгородями, существовал сад Тюдоров, со сложным переплетенным рисунком партера, созданного из низких изгородей.

 

В 17 веке орнаментальное и экстравагантное топиари стало  особенно  популярно.  Некий поэт так описывал  идеальный сад: ""из розмарина, стриженного причудливыми формами: здесь  кентавры, киты и сотни других фигур"".

 

Уже в  начале 17 века сложные орнаменты стали  неотъемлемой частью садово-паркового искусства.  В 1618 году Уильям Лоусон оставил такие распоряжения:  ""…ваш садовник может создать сцену охоты на фоне леса, используя фигуру вооруженного, готового к сражению человека; быстрых гончих, преследующих оленя или в погоне за зайцем"".

 

НИДЕРЛАНДЫ

 

Рост благосостояния буржуазии и появление новых растений из разных частей света привел к очередному витку в развитии голландского садоводства.  Отвоеванная с большим трудом у моря земля в Нидерландах всегда стоила дорого, поэтому сады имели небольшую площадь. В основе голландских садов  были несложные, но эффектные  элементы: арки, крытые галереи, простые узоры и, конечно, топиари.

 

Любовь  голландцев к стриженым растениям простиралась гораздо дальше привычных геометрических форм — конусов, сфер, кубов и колонн. Они украшали свои небольшие сады зелеными скульптурами: фигурами людей, животных, птиц и абстрактными фигурами.

 

ЗОЛОТОЙ ВЕК

 

Когда Вильгельм Оранский прибыл из Голландии для принятия Британского престола, после «Славной Революции» 1688 года, он привез с собой увлечение «зеленой стрижкой».

Примкнувшее к уже устоявшейся традиции британского садоводства  искусство стриженых форм было принято с энтузиазмом. Позже это время стало известно, как «Золотой век топиарного искусства».

 

Это было время всемирно известного сада, созданного в Левенс, включавшего в себя сложные и экзотические формы топиари. Этот и многие другие сады, были созданы своими хозяевами-энтузиастами, следовавшими моде того времени.

 

Обычные сады и сады – топиари в голландском стиле распространились по всей Англии и были наполнены странными композициями «гигантов, животных, монстров, фамильными гербами и надписями, сделанными из тиса, самшита и падуба, — замечает Horase Walpole. Со всех сторон виднелись, «Боги, животные и другие фигуры,  высеченные  из камня, а выстриженные из деревьев и кустарников изгороди, исполняли роль фона или галереи.

 

“Золотой век топиарного искусства”, бум на изгороди и сады в “голландском стиле” покорили Европу. Но мода имеет тенденцию меняться, даже не мода, - всегда есть противники, желающие изменить ход событий. На сей раз оппозицию составили поэты и философы, выступавшие за “ненасилие над деревьями и кустарниками”. Результат этих нападок и споров приблизил начало конца «голландского стиля» и расцвет естественной красоты. Многие известные регулярные сады были уничтожены и превращены в пейзажные.

 

 

С конца 18 века с переменным успехом появлялся интерес то к пейзажному, то к регулярному стилю. Но никогда эти два направления не были тесно связаны. В дальнейшем происходит одновременное развитие двух диаметрально противоположных стилей, и для каждой страны этот путь свой. Создаются известные сады: Сад Ладью в Мэрилен и сады Лонгвуд в Пенсильвании, Левенс Холл и Грейт Дикстер, Друммонд парк в Шотландии и многие другие.

 

 РОССИЯ

В Россию топиарное искусство проникло при Петре I из страны-законодательницы мод того времени – Франции, воплотилось в прекрасные барочные сады Петродворца и распространилось по всей стране.  

 

К любому ландшафту при желании можно подобрать тапиарные формы, которые эффектно украсят сад, создадут неповторимую изюминку, элегантность. Следуя   стилю, для пейзажного сада нужно выбрать арки, зеленые беседки и формы-зонтики, для регулярного - строгие формы и стриженые бордюры, для сада в японском стиле – садовые бонсаи.

 

В России же подобное мастерство распространилось при Петре I, который был наслышан про диковинные кусты и деревья неприродных форм, растущих в садах правителей Европы. Он приказал садоводам своего двора немедленно изучить все тонкости этого мастерства, зачем и отправил их учиться заграницу. По возвращении на родину они тут же принялись за работу в новом городе – Санкт-Петербурге. Но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать подходящие отечественные “зеленые” аналоги. Ими стали рябина, ель, липа, можжевельник, черемуха.

 

Но, как и у любого модного направления, у топиари появились критики. В этом случае ими стали философы и поэты, которые называли художественную стрижку «издевательством над растениями». В результате кустарные шедевры постепенно стали превращаться в обычные, пейзажные сады. Это стало началом моды на естественную красоту. Тем не менее, топиари не стало забытым видом искусства. С конца 18 века его популярность снова начала набирать обороты.

 

 

 

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

 

Северная Америка также  имеет свою традицию топиарного искусства. Хотя первые образцы не отличались витиеватостью, в конце 18 века начали создаваться сады европейского стиля.

Они включали в себя элементы топиарной стрижки и стали отличительной чертой североамериканских садов.

 

Прошлый век стал веком становления  некоторых наиболее изысканных садов:

Green Animals в Род Айленде, The Ladew Topiary Garden в Мэрилен и сады Longwood в Пенсильвании. Эти сады, без сомнения, являют собой «Новое Топиарное Искусство», а использование каркасов из проволоки, по которым стригутся растения, ставит Северную Америку во главу развития нового современного стиля топиари.

 

В начале 20 века американцами было придумано очень полезное и практическое изобретение. Они создали фигурный проволочный каркас, который надевался сверху на молодое растение. Кустарник рос и развивался в середине этого каркаса, а когда ветки начинали выходить за границы каркаса, то они аккуратно подрезались мастером. Это изобретение используется ландшафтными дизайнерами до сих пор.

СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

 

Современный стиль жизни не оставляет время для совершенствования искусства, которое требует терпения, и все же можно отметить постоянно растущий интерес к искусству топиари. Может быть ностальгия, или сентиментальное отношение к прошлым поколениям объясняет наш интерес; или может быть те визуальные ощущения, которые создает топиари в саду. Не оставляет сомнений это заявление, а возможно просто реакция на красоту, декоративность, естественность  и популярность садов прошлых лет.

 

Сегодня топиари – один из старейших видов искусства, которое не перестает очаровывать, потому что есть что-то непроходящее в удовлетворении от работы по созданию и эстетическое удовольствие от полученных результатов.

Всегда есть идеи, интерес к «Новому Топиари», который будет восхищать и удивлять еще многие годы.

 

 

Сегодня…

 

В настоящее время топиари является классикой садово-паркового дизайна и абсолютно не зависит от изменчивости моды. В современный дизайн с его естественностью, легким беспорядком и ассиметрией, топиарное искусство вносит определенную структуру и добавляет привлекательный контраст.

 

Существует распространенное заблуждение, что стриженое растение обязательно является элементом регулярного сада. Однако на современном этапе развития садового искусства стрижку стали использовать в садах разных стилей: в японском (стрижки под садовые бонсаи), в саду модерн (зеленые колонны и спирали), в авангардном (кубы, шары и пирамиды).

 

Если простые геометрические формы по силам даже неопытному любителю, то создание фигур из растений требует высокого мастерства. Это стрижка более затейливая, растениям придаётся более сложная форма в виде фигур животных, людей и даже архитектурных сооружений.

 

Всегда восхищают зрителей зеленые верблюды, слоны, жирафы, лошади, птицы и прочая "фауна", "жизнь" которой обеспечивают заботы искусных садовников. К разряду экзотики относится садовая "мебель", выполненная из деревьев и кустарников, на практическое применение она, конечно, не рассчитана, но выглядит очень уютно и привлекательно. Некоторые клиенты заказывают свои инициалы из зелени и устанавливают их перед входом в дом.

 

Топиарная "мебель". Не садиться!

 

На сегодняшний день популярен также «грин арт» – различные виды топиарных конструкций, чаще всего наполненные торфом и сфагнумом (род мхов), куда высаживаются растения.

 

В начале ХХ века в Британии возникла садовая мода на так называемые «гобеленные» живые изгороди, в которых перемежаясь, используются кустарники с зеленой, золотистой и красноватой листвой.

    Самые известные сады мира –

• * в США – сад Лэдью в Мэриленде, сады Лонгвуд в Пенсильвании,

• * в Англии – Левенс Холл, Грейт Дикстер,

• * Шотландии – Друммонд-Прак.

        В старинных российских садах, парках и усадьбах можно увидеть немногочисленные, но примечательные образцы топиарного искусства. В наше время художественная стрижка и искусство создания топиари стали «классикой» садового дизайна и больше не подчиняются критерию «модно». В столь актуальные сейчас неформальные дизайны, где царит естественность, ассиметрия и легкий беспорядок, топиари добавляют привлекательный для глаза контраст и служат центром внимания.

 

Сегодня топиарное искусство переживает очередной виток своего развития, и классическое топиари, видимо, от жажды скорейшего результата, переходит к использованию однолетних цветов и лиан на каркасной основе. Темп жизни заставляет подстраивать под себя искусство, которое требует терпения.

 

Топиарное искусство в России, в частности в Москве, практически отсутствует. Только хорошенько приглядевшись, можно увидеть запущенные изгороди из кизильника блестящего на улицах города, как напоминание о старой школе садово-паркового строительства, да попытки мастеров, пытающихся создать шедевры на отдельно взятых территориях.

 

В 18 веке появилось так называемое «новое топиари» – стрижка растений с использованием металлического каркаса. Многие профессионалы возражают против такой техники, мотивируя это тем, что велик риск врастания растения в каркас.

Комментарии: 4

Комментарии (4)

Иван Алексеевич

07 января 2013

Спасибо, очень понравилась Ваша статья!

Ответить
Лариса Владимировна

10 января 2013

статья не просто понравилась , а я как будто путешествовала по всем этим садам. ОГРОМНОЕ спасибо за полученное удовольствие.

Ответить
Елизавета Валерьевна

14 января 2013

спасибо большое!

Ответить
ольга леонидовна елисеева

28 апреля 2014

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ!

Ответить

Добавить комментарий

180 символов

Ваш комментарий:

Похожие статьи

Сад

Живая изгородь на даче: как возвести «эко-забор» и ухаживать за ним

16 апреля 2018

Дача… Это, конечно, не Кипр и не Гоа, но каждое лето мы с детьми приезжаем сюда отдохнуть – от бешенного городского ритма, от заточения в душных квартирах, от стен и потолков. Приезжаем – и что же? Поначалу, конечно, свой дом и возможность побыть на свежем воздухе, не отрывая пятую точку от любимого стула, очень даже радуют. Но уже через недельку нет-нет, да что-нибудь начинает раздражать: клумбы напоминают грядки, лавочка у дома – ну, просто в лучших сельских традициях семечкощелкателей, а этот жуткий железный забор, выкрашенный зеленой краской, вообще лучше оставить без комментариев… Хуже городских стен в квартире. И вот уже начинаешь воспринимать этот отдых как ссылку, день за днем все больше соскучиваясь по уютной городской жизни.  Год назад, загорая на лежаке у бассейна в маленьком греческом отеле, я подумала: как же здесь здорово, уютно и красиво, хоть и без особой роскоши да, к тому же, на площади, не больше нашего участка. В чем секрет? И пришла к выводу, что секрет – в эстетике и порядке: когда глаза видят аккуратную упорядоченную зелень с уместным вкраплением ярких цветов вместо заборов и прочих построек. Да, ландшафтный дизайн – это, правда, круто, но мне становится страшно, когда я думаю о ценах на такие услуги, а ведь их придется учитывать наряду с ценами на материалы… Поэтому захотелось мне самой попробовать организовать курортную эстетику на доступном участке земли. Делюсь разработанным планом. Фразу «Долой забор!» пока не произношу, дабы не спровоцировать гнев верховного главнокомандующего семьи, но думаю, что начать надо именно с этого – с выращивания живой изгороди, которая будет радовать глаз и создавать впечатление уединенности на лоне природы.  Выяснила, что существует целый ряд растений, которые ландшафтные дизайнеры рекомендуют для создания «высоких конструкций», подходящих как раз для огораживания участка. Кизильник.  Этот вариант подойдет, если есть желание создать плотную высокую зеленую стенку. К почве и влаге неприхотлив, хотя в первый год нуждается в поливе, хорошо переносит морозы зимой, растет и на солнце, и в тени, а листву дает очень плотную. Хорошо поддается формованию стрижкой. Боярышник.  Тоже хорошо переносит зиму и не требует обильного полива, но в большей степени любит свет и тяжелую (при этом дренированную) почву. Кроме пышной листвы и полезных ягод, имеет еще и острые колючки. Так что, если кто переживает на тему сохранности дачного имущества, может рассмотреть именно этот вариант. Чубушник.  Название не такое красивое, как сам кустарник, представляющий собой разновидность жасмина. Ароматно цветет, а в высоту достигает 2,5 метров, но тут важно не ошибиться с выбором сорта. К почве не особо требователен, а вот избыток влаги не любит, поэтому сажать лучше на солнечном месте или в полутени. Туя. Иногда мне кажется, что я все это задумала, потому что хочу тую на даче. Много туи, ведь она такая красивая и делает воздух целебным! Заглянув в OBI, я поняла, что это одно из самых доступных растений. Вместе с тем оно легко приживается, к почве не требовательно, дает обильную зелень при высокой влажности и в условиях полутени. Правда, застой влаги не любит.  На мой взгляд, самое ценное качество туи заключается в том, что из нее можно сделать и однородный плотный забор, и более разнообразную конструкцию, если, например, посадить пирамидальные высокие туи в шахматном порядке с более низкими цветущими кустарниками. Собственно именно так я и вижу тую на своем участке: по границе с соседями – сделать однородный плотный забор, а вдоль улицы, откуда к тому же открывается чудесный вид на озеро и закат, – например, вперемешку с кустами спиреи. Спирея – невысокий кустарник с обильными белыми цветами, который вполне благосклонен к тем же условиям, что и туя. Кстати, низкие конструкции – тоже интересная тема. На первый взгляд, кажется, что на небольшом участке городить особо нечего, но на самом деле, низкие изгороди – от 20 см до 1 м – можно использовать, чтобы:  выделить особые зоны на участке (площадку для детских игр или зону пикника) создать цветущие бордюры у дорожки; акцентировать клумбы; создать еще один, более низкий уровень вдоль высокой зеленой изгороди, чтобы повеселее выглядело. В качестве низких и средних конструкций можно использовать такие растения: айва японская – растение с густой листвой и ярким цветением в весенний период; ива альпийская – неприхотливое растение с густой зеленью, которое необходимо регулярно подстригать, чтобы поддерживать аккуратную форму; вереск обыкновенный – вечнозеленый ветвистый кустарник, который очень красиво и ароматно цветет. В этом же ряду можно упомянуть бузину, гортензию и более привычные нам, россиянам, калину и сирень. В принципе, одних только этих растений, если они логично рассажены по участку и если за ними хорошо ухаживать, вполне достаточно, чтобы создать атмосферу, в которой реально можно отдыхать. Но можно пойти еще дальше и использовать растения для сооружения, так называемых, шпалерных конструкций. Это когда отдельные ветки соседних растений переплетают в определенном порядке, а лишние отстригают, в результате чего создается сетчатая конструкция. Таким образом, можно и оформить забор, и разграничить зоны на участке, и прикрыть какие-нибудь неприглядные сооружения, типа сарая. Мне подумалось, что это неплохой вариант и для создания беседки на участке. Можно, конечно, поступить проще: воткнуть в землю пару десятков прутиков, посадить рядом с ними что-нибудь вьющееся, хмель или цветущие вьюны – и дело с концом. Но все же это будет не такая уж и прочная конструкция. Она может и упасть, и проржаветь. А можно вообще ничего не изобретать, а просто купить готовые решения в виде забора из бамбука или древовидного папоротника, или же специальные опоры для вьющихся цветов. Вот здесь – https://www.obi.ru/sad-i-dosug/izgorodi-i-ograzhdeniya/c/1465 – можно почерпнуть массу подобных идей. Но если хочется, «как на курорте», повозиться, придется – с тем, чтобы вырастить эти растения, правильно направить веточки, правильно их переплести между собой, создать красивый узор. За один сезон такую красоту не устроить, потребуется минимум 4-5 лет. Какие растения подойдут для создания шпалерных конструкций? Это крушина, ива, лимонник, вяз горный, боярышник, а также – внимание! – груша и яблоня.  Ну, что ж, идей много. Надо потихоньку воплощать. Не сидеть же на даче без дела!

15 декабря

242

0

Сад

Фрезия: посадка и уход

03 апреля 2018

Фрезия – многолетнее луковичное растение, относящееся к семейству Ирисовых. Изящные цветы фрезии обладают неповторимым ароматом, который ценят парфюмеры и садоводы во всем мире. Примечательная особенность фрезии - возможность выращивать цветок в открытом грунте и в домашних условиях. Фрезию выращивают на клумбе, сажают в зимнем саду, цветок успешно живет на подоконнике квартиры, а также используется не только в парфюмерии, но и во флористике, являясь срезным видом и украшая букеты невест.

15 декабря

102

0

Сад

Анемоны в открытом грунте

02 апреля 2018

Анемоны – яркие многолетние цветы, популярные среди садоводов начального уровня и профессионалов со стажем. Несмотря на неприхотливую агротехнику, растение вызывает множество вопросов, поскольку при одинаковых условиях ухода садоводы получают разный результат. Разгадка проста: насчитывается огромное количество сортов анемона, которые распространены и успешно выращиваются на частных территориях, каждый сорт имеет свои требования к уходу. Попробуем разобраться в общих рекомендациях и различиях в выращивании анемона в открытом грунте.

15 декабря

85

0