Интернет-магазин ОБИ

История топиарии

поделиться

Английское слово «topiary» восходит к латинскому «topiarius» - садовник, а оно, в свою очередь, образовано от «topia» - декоративное садоводство. В классическом понимании топиарное искусство – это геометрические, фантастические или природные формы , выстриженные из кустарника или дерева с мелкой листвой, по шаблону или на глаз.

 

Само слово топиар (англ. topiary) происходит от латинского topiarius – садовник ландшафтного орнамента.

 

В латинском языке это уже слово – topiarius;-a; -um;- (прил) – принадлежащий к орнаментальному искусству.

 

Топиарами называют зеленые скульптуры для оформления садовых ландшафтов.

 

Топиарное искусство (от англ. top - вершина) – изменение естественной формы растений путем фигурной стрижки деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантазийных форм.

 

Топиарное искусство – орнаментальное или фантазийное садоводство, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.

 

Искусство топиари насчитывает многовековую историю. Искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре.

 

А немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира – висячие сады Семирамиды в Вавилоне.

 

ДРЕВНИЙ РИМ

 

Мастерство фигурной стрижки деревьев или кустарников пришло в Европу из Восточного Средиземноморья и Азии. К концу 1 века н.э. топиарные формы стали украшением садов состоятельных римлян.

 

Во время римской экспансии на Ближний Восток топиарное искусство было привезено в Рим с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. За угодьями Цезаря присматривал императорский садовник по имени Калвена. Правителю так понравилось, как последний фигурно подрезал дерево, что он потребовал, чтобы его владения украшали только такие красивые живые скульптуры. Позднее этот же садовник вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен императором. В римской империи мастер, знающий искусство топиари, оценивался в стоимость нескольких десятков рабов, но при этом сам таковым не являлся, а был скорее приближенным и передавал свои знания только лучшим своим ученикам.

 

С экспансией распространилась и модельная стрижка. Каждая провинция привносила что-то новое, и вскоре появились даже школы «фигурного» искусства. Ответственных за такую работу садовников называли topiaries. Вместе с расширением границ Римской империи традиции топиари распространились по Европе.

 

Первые письменные упоминания об орнаментальном садоводстве принадлежат римлянам  и датируются 38 г. до н.э и 14 г. н. э. Плиний Старший приписывал это открытие Кнею Матию (Gnaius Mattius),  другу императора Августа. Возможно, искусство стрижки деревьев и кустарников было привнесено  ранее из Средиземноморья и Азии. Каким бы ни было начало, к концу первого столетия н .э., топиари становится   естественным украшением садов состоятельных людей.

 

В своих письмах Плиний Младший (62-110  гг. н.э.), описывает сады своей виллы в Тоскании как «Украшенные различными фигурами, с ограждениями в виде живых изгородей, вдоль которых вы спускаетесь по легкому склону, диковинные животные из самшита, расположены друг напротив друга, вокруг всего этого великолепия проходит дорога, спрятанная от глаз густой  причудливо стриженной изгородью. Сзади расположена аллея для экипажей или паланкина — Гестаций, в форме круга, с орнаментом из самшита в центре, стриженного бесчисленными причудливыми формами, вместе с посадками кустарника, подстригаемого садовыми ножницами для того, чтобы они не вырастали очень высокими, все в окружении разноуровневых стен» он добавляет, «…Кусты самшита подстрижены в сотни разных форм: иногда в виде букв, прославляя имя мастера, а иногда и подмастерья; то тут то там небольшие обелиски  появляются и исчезают,  среди плодовых деревьев».

Это великолепное описание сада, украшенного самыми фантастическими формами, и, что самое интересное,  несмотря на то, что садовники были рабами, достаточно уважаемыми людьми,  достойными, чтобы увековечить свое имя.

 

Поскольку Римская Империя распространила свое влияние на весь завоеванный мир, колонизаторы принесли с собой много элементов своей культуры.  Дворцы и Виллы появлялись  на завоеванных землях, повторяя те, что были оставлены на Родине, и при археологических раскопках были найдены сады и самшитовые изгороди, подтверждая частое использование топиари тогда, впрочем, как и сейчас.

 

В описании садов Древнего Рима упоминаются кусты самшита, сформированные в виде кораблей, храмов, вазонов, птиц, животных, мужских и женских фигур.

 

После распада Римской империи топиари получило новый виток развития – оно начало культивироваться духовенством. Монахи, которые всегда очень ценили тишину и покой, начали усовершенствовать сады для медитаций с помощью художественной стрижки деревьев. Не одну тысячу лет топиари было спрятано за стенами монастыря.

 

ВОСТОК

Одновременно художественная стрижка растений развивалась и на Востоке. Правда, там она из элемента ландшафтного дизайна превратилась в постулат философии и стала называться «бонсаи». Хозяин не мог принимать гостей в саду, если там не поработал садовый архитектор. Из растений вырезались беседки, коридоры, особенно талантливые мастера ваяли даже статуи Будды. Но все же это действо несколько отличалось от топиарного искусства других стран.

 

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

 

После падения Римской Империи (около 4 столетия после Рождества Христова) наступает период, известный как Смутное Время. Это был долгий период общественного хаоса, в течение которого основная борьба была за выживание. Блага цивилизации были оставлены в стороне. Только в монастырях и хорошо охраняемых замках искусство орнаментального садоводства не было забыто. Скудные документальные сведения подтверждают, что искусство топиари, стилизованные формы которого можно видеть на планах  в манускриптах и других источниках отображающих  этот период, не перестало существовать.

 

ИТАЛИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Период Возрождения дает новый толчок в развитии топиарного искусства.

Эпоха итальянского Ренессанса способствовала расцвету ландшафтного искусства. Тогдашние дизайны повторяли в саду орнаменты ковров, гобеленов, лепнин и гравюр. Неотъемлемой частью таких дизайнов стали топиари, которые использовали, чтобы создать живые изгороди и длинные прогулочные аллеи.

 

Сады являлись не только предметом удовольствия, но и отражением благосостояния хозяев. Это был 14 век, период Итальянского Возрождения.

Обращение к классике, поиск стиля и форм его воплощения породили сады, которые существуют и поныне: Сады Виллы Ланте (Баньайя); Кастелло Балдино (Монтальто ди Павиа) и Виллы Гарцони, около Коллоди в Тоскании. Многие образцы таких садов сохранились и по сей день, например, в Версале, английских садах Хэмптон Корт и др. Они отражают влияние эпохи Ренессанса в подстриженных изгородях и причудливых формах топиари.

Архитектура виллы во Флоренции, созданная Леоне Альбертис в 1459, отражает его страсть к стриженым формам. Он включал в свои работы топиарные формы: «сферы, колоннады, часовни, урны, вазоны; фигуры обезьян, горилл, волов, медведей, гигантов; мужчин и женщин, военных, ведьм, философов, пап и кардиналов».

Со временем влияние Ренессанса распространяется на всю Европу.

 

 

17-18 ВЕКА

 

ФРАНЦИЯ

 

В 17-18 веках Франция переживала настоящий бум изгородей из самшита. Сады сочетали в себе  разнообрназные виды изгородей: низкие, со сложными узорами, называемые ""партерами"" и высокие,  для акцента или зрительной преграды.

 

Искусство топиари использовалось только для  того, чтобы подчеркнуть архитектуру или в саду регулярного стиля. Этот стиль довел до совершенства Андре Ленотр в конце 17-го века, спроектировавший сад для короля Луи XIV.  Ленотр создал массивные орнаментальные партеры и огромные изгороди, которые простирались на мили. Сад прославлял абсолютную власть монархии как над человеком, так и над природой, и, по слухам, стоил около двух миллионов франков.

 

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

 

В Англии  довольно рано возникло увлечение  зелеными лабиринтами, благодаря которому поддерживалось и развивалось искусство стрижки деревьев.  По свидетельству современников,  граф Букингемский в 1502 году  платил деньги садовникам за ""уход за виноградниками и их формировкой"". Помимо садов  с традиционными изгородями, существовал сад Тюдоров, со сложным переплетенным рисунком партера, созданного из низких изгородей.

 

В 17 веке орнаментальное и экстравагантное топиари стало  особенно  популярно.  Некий поэт так описывал  идеальный сад: ""из розмарина, стриженного причудливыми формами: здесь  кентавры, киты и сотни других фигур"".

 

Уже в  начале 17 века сложные орнаменты стали  неотъемлемой частью садово-паркового искусства.  В 1618 году Уильям Лоусон оставил такие распоряжения:  ""…ваш садовник может создать сцену охоты на фоне леса, используя фигуру вооруженного, готового к сражению человека; быстрых гончих, преследующих оленя или в погоне за зайцем"".

 

НИДЕРЛАНДЫ

 

Рост благосостояния буржуазии и появление новых растений из разных частей света привел к очередному витку в развитии голландского садоводства.  Отвоеванная с большим трудом у моря земля в Нидерландах всегда стоила дорого, поэтому сады имели небольшую площадь. В основе голландских садов  были несложные, но эффектные  элементы: арки, крытые галереи, простые узоры и, конечно, топиари.

 

Любовь  голландцев к стриженым растениям простиралась гораздо дальше привычных геометрических форм — конусов, сфер, кубов и колонн. Они украшали свои небольшие сады зелеными скульптурами: фигурами людей, животных, птиц и абстрактными фигурами.

 

ЗОЛОТОЙ ВЕК

 

Когда Вильгельм Оранский прибыл из Голландии для принятия Британского престола, после «Славной Революции» 1688 года, он привез с собой увлечение «зеленой стрижкой».

Примкнувшее к уже устоявшейся традиции британского садоводства  искусство стриженых форм было принято с энтузиазмом. Позже это время стало известно, как «Золотой век топиарного искусства».

 

Это было время всемирно известного сада, созданного в Левенс, включавшего в себя сложные и экзотические формы топиари. Этот и многие другие сады, были созданы своими хозяевами-энтузиастами, следовавшими моде того времени.

 

Обычные сады и сады – топиари в голландском стиле распространились по всей Англии и были наполнены странными композициями «гигантов, животных, монстров, фамильными гербами и надписями, сделанными из тиса, самшита и падуба, — замечает Horase Walpole. Со всех сторон виднелись, «Боги, животные и другие фигуры,  высеченные  из камня, а выстриженные из деревьев и кустарников изгороди, исполняли роль фона или галереи.

 

“Золотой век топиарного искусства”, бум на изгороди и сады в “голландском стиле” покорили Европу. Но мода имеет тенденцию меняться, даже не мода, - всегда есть противники, желающие изменить ход событий. На сей раз оппозицию составили поэты и философы, выступавшие за “ненасилие над деревьями и кустарниками”. Результат этих нападок и споров приблизил начало конца «голландского стиля» и расцвет естественной красоты. Многие известные регулярные сады были уничтожены и превращены в пейзажные.

 

 

С конца 18 века с переменным успехом появлялся интерес то к пейзажному, то к регулярному стилю. Но никогда эти два направления не были тесно связаны. В дальнейшем происходит одновременное развитие двух диаметрально противоположных стилей, и для каждой страны этот путь свой. Создаются известные сады: Сад Ладью в Мэрилен и сады Лонгвуд в Пенсильвании, Левенс Холл и Грейт Дикстер, Друммонд парк в Шотландии и многие другие.

 

 РОССИЯ

В Россию топиарное искусство проникло при Петре I из страны-законодательницы мод того времени – Франции, воплотилось в прекрасные барочные сады Петродворца и распространилось по всей стране.  

 

К любому ландшафту при желании можно подобрать тапиарные формы, которые эффектно украсят сад, создадут неповторимую изюминку, элегантность. Следуя   стилю, для пейзажного сада нужно выбрать арки, зеленые беседки и формы-зонтики, для регулярного - строгие формы и стриженые бордюры, для сада в японском стиле – садовые бонсаи.

 

В России же подобное мастерство распространилось при Петре I, который был наслышан про диковинные кусты и деревья неприродных форм, растущих в садах правителей Европы. Он приказал садоводам своего двора немедленно изучить все тонкости этого мастерства, зачем и отправил их учиться заграницу. По возвращении на родину они тут же принялись за работу в новом городе – Санкт-Петербурге. Но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать подходящие отечественные “зеленые” аналоги. Ими стали рябина, ель, липа, можжевельник, черемуха.

 

Но, как и у любого модного направления, у топиари появились критики. В этом случае ими стали философы и поэты, которые называли художественную стрижку «издевательством над растениями». В результате кустарные шедевры постепенно стали превращаться в обычные, пейзажные сады. Это стало началом моды на естественную красоту. Тем не менее, топиари не стало забытым видом искусства. С конца 18 века его популярность снова начала набирать обороты.

 

 

 

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

 

Северная Америка также  имеет свою традицию топиарного искусства. Хотя первые образцы не отличались витиеватостью, в конце 18 века начали создаваться сады европейского стиля.

Они включали в себя элементы топиарной стрижки и стали отличительной чертой североамериканских садов.

 

Прошлый век стал веком становления  некоторых наиболее изысканных садов:

Green Animals в Род Айленде, The Ladew Topiary Garden в Мэрилен и сады Longwood в Пенсильвании. Эти сады, без сомнения, являют собой «Новое Топиарное Искусство», а использование каркасов из проволоки, по которым стригутся растения, ставит Северную Америку во главу развития нового современного стиля топиари.

 

В начале 20 века американцами было придумано очень полезное и практическое изобретение. Они создали фигурный проволочный каркас, который надевался сверху на молодое растение. Кустарник рос и развивался в середине этого каркаса, а когда ветки начинали выходить за границы каркаса, то они аккуратно подрезались мастером. Это изобретение используется ландшафтными дизайнерами до сих пор.

СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

 

Современный стиль жизни не оставляет время для совершенствования искусства, которое требует терпения, и все же можно отметить постоянно растущий интерес к искусству топиари. Может быть ностальгия, или сентиментальное отношение к прошлым поколениям объясняет наш интерес; или может быть те визуальные ощущения, которые создает топиари в саду. Не оставляет сомнений это заявление, а возможно просто реакция на красоту, декоративность, естественность  и популярность садов прошлых лет.

 

Сегодня топиари – один из старейших видов искусства, которое не перестает очаровывать, потому что есть что-то непроходящее в удовлетворении от работы по созданию и эстетическое удовольствие от полученных результатов.

Всегда есть идеи, интерес к «Новому Топиари», который будет восхищать и удивлять еще многие годы.

 

 

Сегодня…

 

В настоящее время топиари является классикой садово-паркового дизайна и абсолютно не зависит от изменчивости моды. В современный дизайн с его естественностью, легким беспорядком и ассиметрией, топиарное искусство вносит определенную структуру и добавляет привлекательный контраст.

 

Существует распространенное заблуждение, что стриженое растение обязательно является элементом регулярного сада. Однако на современном этапе развития садового искусства стрижку стали использовать в садах разных стилей: в японском (стрижки под садовые бонсаи), в саду модерн (зеленые колонны и спирали), в авангардном (кубы, шары и пирамиды).

 

Если простые геометрические формы по силам даже неопытному любителю, то создание фигур из растений требует высокого мастерства. Это стрижка более затейливая, растениям придаётся более сложная форма в виде фигур животных, людей и даже архитектурных сооружений.

 

Всегда восхищают зрителей зеленые верблюды, слоны, жирафы, лошади, птицы и прочая "фауна", "жизнь" которой обеспечивают заботы искусных садовников. К разряду экзотики относится садовая "мебель", выполненная из деревьев и кустарников, на практическое применение она, конечно, не рассчитана, но выглядит очень уютно и привлекательно. Некоторые клиенты заказывают свои инициалы из зелени и устанавливают их перед входом в дом.

 

Топиарная "мебель". Не садиться!

 

На сегодняшний день популярен также «грин арт» – различные виды топиарных конструкций, чаще всего наполненные торфом и сфагнумом (род мхов), куда высаживаются растения.

 

В начале ХХ века в Британии возникла садовая мода на так называемые «гобеленные» живые изгороди, в которых перемежаясь, используются кустарники с зеленой, золотистой и красноватой листвой.

    Самые известные сады мира –

• * в США – сад Лэдью в Мэриленде, сады Лонгвуд в Пенсильвании,

• * в Англии – Левенс Холл, Грейт Дикстер,

• * Шотландии – Друммонд-Прак.

        В старинных российских садах, парках и усадьбах можно увидеть немногочисленные, но примечательные образцы топиарного искусства. В наше время художественная стрижка и искусство создания топиари стали «классикой» садового дизайна и больше не подчиняются критерию «модно». В столь актуальные сейчас неформальные дизайны, где царит естественность, ассиметрия и легкий беспорядок, топиари добавляют привлекательный для глаза контраст и служат центром внимания.

 

Сегодня топиарное искусство переживает очередной виток своего развития, и классическое топиари, видимо, от жажды скорейшего результата, переходит к использованию однолетних цветов и лиан на каркасной основе. Темп жизни заставляет подстраивать под себя искусство, которое требует терпения.

 

Топиарное искусство в России, в частности в Москве, практически отсутствует. Только хорошенько приглядевшись, можно увидеть запущенные изгороди из кизильника блестящего на улицах города, как напоминание о старой школе садово-паркового строительства, да попытки мастеров, пытающихся создать шедевры на отдельно взятых территориях.

 

В 18 веке появилось так называемое «новое топиари» – стрижка растений с использованием металлического каркаса. Многие профессионалы возражают против такой техники, мотивируя это тем, что велик риск врастания растения в каркас.

Комментарии: 4

Комментарии (4)

Иван Алексеевич

07 января 2013

Спасибо, очень понравилась Ваша статья!

Ответить
Лариса Владимировна

10 января 2013

статья не просто понравилась , а я как будто путешествовала по всем этим садам. ОГРОМНОЕ спасибо за полученное удовольствие.

Ответить
Елизавета Валерьевна

14 января 2013

спасибо большое!

Ответить
ольга леонидовна елисеева

28 апреля 2014

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ!

Ответить

Добавить комментарий

180 символов

Ваш комментарий:

Похожие статьи

Сад

Рододендроны

21 июня 2017

Рододендрон – замечательное растение семейства вересковых, которое, однако, нелегко вырастить в наших северных широтах. Родина их — Средиземноморье, так что они очень теплолюбивы и плохо переносят русские зимы. «Неженки», одним словом. Для того чтобы они прижились, нужен должный уход и соблюдение надлежащей агротехники.Но этот цветок настолько очарователен, что все большее число опытных и начинающих цветоводов пробуют свои силы в его возделывании. Следует учесть, что подводных камней и нюансов в уходе за рододендроном немало. Перечислим некоторые из них.Удачное выращивание рододендрона во многом зависит от места приобретения посадочного материала. Лучший вариант – питомники или опытные садоводы, которые могут дать полезные советы по приемам возделывания и правилам зимовки именно для вашего региона. Новичкам можно порекомендовать начать с посадки и выращивания именно вида, а не определенного сорта рододендрона. Вид менее капризен и более зимостоек, чем сорт, полученный на его основе. И хотя сорта более привлекательны из-за огромного разнообразия оттенков, виды также отличаются буйством всевозможных расцветок.Рододендроны любят кислые почвы и терпимы к переувлажнениям. Это тенелюбивые растения, о чем многие цветоводы просто не знают. Высаживая кусты на открытых участках своего сада, они годами ждут цветения, которое может так и не наступить. Впрочем, замечено, что грамотные пересадки идут этому растению только на пользу. Поэтому не нужно бояться экспериментировать с выбором и сменой места посадки. Правда, речь идет о хорошо укоренившихся многолетних растениях. Имейте в виду, что корневая система у рододендронов поверхностная и очень компактная. Выкопать его не составит никакого труда. При посадке рододендрона очень важно обращать внимание на соседние растения, которые будут окружать «розовое дерево». Нежелательны деревья с поверхностной корневой системой, которые оставят его без питательных веществ. Плохие соседи для рододендрона: дуб, береза, ива, клен и некоторые другие деревья. Хорошие соседи: раскидистые яблони, груши, сосны, ели, лиственницы. Некоторые виды листопадных «розовых деревьев» можно высаживать и на открытых участках (даурский, камчатский, канадский), но даже они в рассеянной тени растут лучше. В посадочную яму хорошо бы добавить смесь из торфа и перепревшей компостной земли в пропорции 3:1. Посадка рододендронов в почву делается до уровня корневой шейки. Сверху можно засыпать опилками слоем 5-7 см. Перед посадкой обязательно растрясите руками корни, чтобы они расправились.Летом уход за рододендронами несложный: удаление увядших соцветий, регулярный полив и частое опрыскивание растений в жаркую погоду струйками воды. Водопроводная вода с хлоркой и известью для полива этих капризных растений совершенно не годится. Лучший вариант: дождевая, талая или проточная вода. Рододендроны переносят только мягкую воду, которая хорошо мылится и не образует накипи на электроприборах. Рододендроны хорошо отзываются на подкормку перед началом цветения, сразу после него и в конце лета – начале осени. Для подкормки есть специальное быстрорастворимое удобрение для рододендронов (20-30 грамм на 1 литр воды). К нему можно добавить 5-10 грамм любого азотного удобрения. Из осенней подкормки азот нужно исключить, а внести под каждый куст 30 г суперфосфата с добавлением 15 г сернокислого калия. Обязательно нужно мульчировать почву под ними опилками хвойных пород два раза в год – ранней весной (как сойдет снег) и в конце лета. Выгода двойная: почва не будет высыхать, а хвойные опилки снизят ее кислотность. К тому же мульча хорошо защищает от сорняков.

15 декабря

17

0

Сад

Зимний сад

21 июня 2017

Благодаря «законсервированному» под стеклянным колпаком лету, стало возможным вне зависимости от сезона наслаждаться сочной зеленью миниатюрных деревьев и благоуханием райских цветов.Зимний сад в частном доме, коттедже или на даче выглядит со стороны красивой игрушкой, приятным местом отдыха, объектом, подчеркивающим статус хозяев. На практике – это серьезное инженерное решение, требующее соблюдение нюансов предпроэктной подготовки, проектирования и строительства, а также, нуждается в постоянном уходе и защите.Когда мы говорим о зимнем саде, то, прежде всего, имеем в виду промежуточную зону между жилым помещением и природной средой. Тогда как оранжерея (более упрощенный вариант – теплицы) ориентирована в основном на выращивания растений в специальных условиях. Как правило, оранжерею располагают отдельно от дома – в саду или на крыше.Как и оранжерея, зимний сад призван защищать растения и цветы от замерзания осенью и зимой. Но оранжерея направлена в основном на выращивание определенных сортов (например, апельсинов, пальм), с поддержанием особых климатических условий, в которых нормальному человеку находиться постоянно физически сложно. Тогда как в зимнем саду, рационально подобранный микроклимат позитивно влияет и на самочувствие людей, и на культивирование растений со сложным (и не очень) «характером».Независимо от места расположения сада, конструктивная система должна быть светопрозрачной, освещенной, эфирной, красивой, а также достаточно надежной и устойчивой к всевозможным атмосферным (перегревам и охлаждениям) и механическим явлениям.Конструкция зимнего сада может быть:примыкающая к дому;отдельно стоящая.Зимний сад, спрятанный за стеклами или поликарбонатом, способен аккумулировать значительное количество тепла. Его количества будет достаточно в теплое время года. Но, для того чтобы защитить теплолюбивые растения в холодную пору нужно продумать эффективную систему отопления.Растения в зимнем саду в зимнее и пасмурное время года испытывают недостаток освещения, что негативно сказывается на их росте. Поэтому важно обеспечить приемлемый уровень дополнительного освещения.Лампы для зимнего сада - выбор влияет на рост растений:лампы накаливания не подходят, поскольку их спектр не содержит синих лучей, без которых не происходит фотосинтез. Также они выделяют много тепла, и высокие растения могут получить ожег;люминесцентные лампы. Чувствительны к перепадам напряжения, частое включение-выключение сильно снижает срок их пригодности;металлогалогенные лампы – газоразрядные лампы высокого давления. Их спектр излучения близок к естественному, но у них малый срок службы;натриевые лампы высокого давления. Их цветопередача неудовлетворительна для внутреннего применения. Кроме того, они очень чувствительны к перепаду напряжения;фитолампы. Разработаны специально для освещения растений. Существует два их вида: энергосберегающие светодиодные и люминесцентные.Выбирая растения для вашего зимнего сада нужно, помимо собственных предпочтений, руководствоваться видами и сортами растений.Виды растений:тропические. Оптимальная температура для их роста + 22 оС;субтропические + 10 оС.При этом разные виды растений смешивать не стоит.

15 декабря

31

0

Сад

Подкормка минеральными удобрениями: виды и применение

13 июня 2017

Я не понимала важность подкормки минеральными удобрениями растений, пока не попробовала. На каждом этапе развития саженца ему требуется определенный вид неорганических соединений. Во время роста растение нуждается в азоте, во время цветения и плодоношения – в калии и фосфоре. Например, подкормка плодовых деревьев минеральными удобрениями способствует быстрому росту и качественному урожаю. Рассмотрим виды питательны веществ для растений.

15 декабря

1170

0