Интернет-магазин ОБИ

Лепные работы

поделиться

Лепкой называется процесс исполнения в пластичном материале (глине, пластелине, воске) различных предметов, в том числе предметов скульптуры.Под лепкой также часто подразумевают скульптурные украшения, применяемые в архитектуре для обработки фасадов и внутренних помещений зданий.Лепные изображения на плоскости называются рельефом. Если рельеф выступает из плоскости более чем на половину своего измерения - он называется горельефом. Если менее, чем на половину - барельефом. Рельеф также может быть почти плоским, незначительно выступающим из плоскости, или углубленным, врезанным в плоскость.Лепные изображения, которые могут обозреваться кругом, называются объемной скульптурой (фигура, капитель, ваза).Первые попытки применить скульптуру для украшения жилища относятся к далекой древности. На стенах пещер человек высекал несложные рисунки, воспроизводя картины окружающего его мира - растения, животных, бытовые, охотничьи и военные сцены. По мере роста строительной тех­ники возникли величественные сооружения древности - египетские храмы и пирамиды. Их стены, словно коврами, обильно покрыты рельефами, расцвеченными красками. Рельефы отображали события отечественной истории, сцены чествования, эпизоды частной жизни, быт фараонов. Для усиле­ния впечатления перед входом в храм устраивались аллеи скульптур — высеченных из камня фантастических фигур — сфинксов. Два таких сфинкса можно видеть в Ленинграде, на набережной Невы, у здания Академии Художеств. Перед храмом, по обе стороны от входа, устанавливались обелиски — четырехгранные суживающиеся кверху, каменные столбы. Поверхность обелисков также покрывалась рельефными изображениями. Рельеф очень плоский, фигуры либо незначительно выступали на углубленном фоне, либо на­оборот, несколько углублены внутрь.В странах древнего Востока лепка применялась для укра­шения дворцов. Стенные рельефы изображали военные сцены, эпизоды из жизни царей. У входов устанавливались скульп­турные изображения фантастических крылатых зверей.В древней Греции лепка широко применялась для убран­ства зданий. Был выработан богатый ассортимент лепных эле­ментов для обработки архитектурных профилей и стен — зубчики, бусы, гирлянды, сухарики, листья, розетки, пальметы, скульптурные фризы и, наконец, великолепные греческие капители. Эти элементы прочно вошли в архитектурный обиход последующих эпох.Метод применения лепных украшений изменился. Если египтяне покрывали стены своих домов сплошным ковром разноцветных рельефов, то греки обрабатывали лепкой лишь отдельные участки стены., достигая этим значительно большего художественного эффекта. Этот прием сохраняется и в последующие эпохи.Для украшения зданий применялась объемная скульптура, достигшая высокого совершенства.Римляне переняли богатое наследие греков. Благодаря изобретению свода и введению бетона, римские постройки увеличились в размерах, стали грандиозными. В связи с этим расширились и масштабы применения лепных украшений. Римский орнамент включает новые темы — аттрибуты военного дела: щиты, топорики, копья, шлемы и т. д. Римские сооружения вдохновили русских архитекторов на создание таких зданий, как, например, Арка Главного Штаба и Московские ворота в Ленинграде.Средневековье, сменившее эпоху Рима, характеризовалось упадком декоративной скульптуры, и лишь возникновение готического стиля открыло новые возможности для применения лепки. Стены, своды, потолки, затейливые башенки покрывались многочисленными лепными украшениями. Они исполнялись в условной манере, в отрыве от действительности, что соответствовало духу готики. Эпоха Возрождения освободила декоративную скульптуру от условностей готического стиля. В эту эпоху использовались лучшие греческие и римские об­разцы. Простота, чистота линий, ясность формы лепных украшений эпохи Возрождения явились образцами для последующих эпох. С течением времени декоративнаяскульптура утратила простоту. Живописные формы, насыщенные деталями, стали менее покойными, рельеф превратился в горельеф —появились черты, характеризующие барокко. Образцом этого стиля является здание Зимнего Дворца в Ленинграде.Барокко сменил классицизм — стиль, основанный на изучении образцов Возрождения и античности. Гладкие плоскости фасадов, сдержанные пятна лепных украшений — вот основные черты этого стиля. Непревзойденным образцом классицизма является здание Адмиралтейства в Ленинграде.Русское искусство полностью связано с жизнью народа и его творчеством. Такими художественными сокровищами России являются сооружения нашего севера, изумляющие нарядностью, красотой и оригинальностью, не имеющие претендентов в истории мирового искусства.Сооружения Новгорода, Пскова, Киева, Москвы, архитектура которых с лепным живописным декором отличается богатой образностью, гармонией форм, пропорций и своеобразной русской трактовкой красоты, которая овеяна пленительной поэтической прелестью сказаний и легенд.Все эти достижения наших великих предков должны подкреплять и вдохновлять современного архитектора, скульптора, живописца на создание и развитие современного советского искусства и стиля, отражающего нашу социалистическую эпоху и ее мироощущение.Приведенный беглый обзор показывает, что на протяжении всей истории художественной отделки зданий лепные украшения играли большую роль. Велика их роль и в наши дни. Совершенствующаяся техника лепки, ее новая социалистиче­ская тематика,, использование многовекового опыта ее применения — дают возможность советскому архитектору создавать произведения высокой художественной ценности. Однако, область применения лепки не ограничивается украшением зданий. Художественно исполненные ограды, перила мостов, монументы, ворота, фонари, обелиски, вазы и т. п. являются неотъемлемыми элементами города, определяющими в совокупности его художественный облик.Применение лепки для фасадов здания и его внутренних помещений требует наличия художественного вкуса и чувства меры. Для обработки лепкой какого-либо помещения (напри­мер зала), вовсе не следует покрывать ею все стены и потолки. Сдержанное распределение на плоскости стены лепных украшений, правильное их взаиморасположение,хорошо продуманная увязка с дверными и оконными проемами создадут значительно больший эффектЛепная обработка здания зависит от его назначения. Здания музея, театра могут быть обработаны более сильными скульптурными средствами, нежели жилой дом или школа. В первом случае возможно применение круглой скульптуры, богатых лепных фризов, обработка оконных и дверных проемов лепными наличниками. Во втором случае средства обра­ботки должны быть проще, скромнее. Жилая комната не требует стенных лепных украшений, но хорошо прорисованная карнизная тяга с сухариками или бусами, небольшая, но со вкусом исполненная розетка у лампового крюка могут придать комнате много прелести. Актовый зал школы уместно украсить хорошо профилированными карнизами, капителями у пилястр, медальонами или досками с фамилиями медалистов, бюстами ученых. Внутренняя отделка больницы совершенно исключает применение лепки из гигиенических соображении.Проект внешней и внутренней отделки здания, предусматривающий применение лепных украшений, должен осуществляться, как правило, без отступлений, так как измене­ние элементов отделки, например ширины пояса, диаметра розетки и т. п. может нарушить пропорции. Всякие вынужденные изменения должны быть согласованы с автором проекта. Если такая возможность отсутствует, и лепщику, совместно с техническим руководством строительства, приходится решать вопрос об изменениях самостоятельно — надлежит проявлять крайнюю осторожность и осмотрительность.

Комментарии: 0

Комментарии (0)

Добавить комментарий

180 символов

Ваш комментарий:

Похожие статьи

Декор

Декоративные подушки своими руками

25 июня 2018

Сшить подушку своими руками означает придать оригинальности интерьеру и внешнему виду помещения. Кроме того, это неплохой способ экономии, поскольку заплатить вам придется только за материалы, в отличие от покупных вариантов, в которых вы платите еще за труд работницы или бренд фирмы-производителя. Для создания декоративной подушки своими руками вам понадобятся теоретические знания, которыми я поделюсь в статье ниже.

15 декабря

58

0

Декор

Кофейный топиарий: мастер-класс по созданию декора

24 июня 2018

Кофейный топиарий – один из наиболее распространенных способов декора помещения в технике топиари. Это ароматное, стильное и привлекательное украшение, которое успешно впишется в любой стиль интерьера, будь то классика или хай тек. Сделать кофейный топиарий не трудно, несколько способов я расскажу в этой статье.

15 декабря

45

0

Ремонт и Строительство

Дачный ремонт: смена интерьера с минимальными затратами

16 мая 2018

Домик у нас, как большинство у большинства россиян, капитальный, но бюджетный, да еще и строился несколькими поколениями поэтапно. Поэтому родительская половина – из кирпича, наша – из кругляка (бревенчатая то есть), а веранда, которую пристроили уже совсем недавно, вообще из подручных материалов. Но, как выяснилось в процессе косметического ремонта, это не так уж плохо.  Только без жертв Я не буду говорить, что домик, который всю зиму стоит без отопления, а активно эксплуатируется только летом, в первую очередь, нуждается в регулярном осмотре кровли, фундамента и фасада. Тут ремонт нужен чаще и капитальнее. Сейчас не об этом. Нам захотелось отремонтировать, вернее, привести в симпатичный вид так называемую гостиную – самую большую комнату в доме. Потому что этим летом не только супруга с двумя детьми будут традиционно жить на даче, но еще пригласили подругу с ребенком и бабушкой. В общем, передо мной встала задача быстро, качественно и дешево (лишних денег сегодня нет у подавляющего большинства соотечественников) преобразить это не совсем стандартное помещение. Оно как раз находится на стыке двух половин, поэтому одна стена в гостиной кирпичная, а три других – из кругляка. На первом этапе попытался понять, на чем можно сэкономить больше всего. 1.На бригаде отделочников, если делать нехитрый ремонт своими руками. 2.На покупке необходимого «тяжелого» инструмента. Валики для краски, разумеется, можно и купить, а вот электроперфоратор, лобзик или что-то подобное, чего у вас нет, и на постоянной основе не потребуется, можно арендовать. Сейчас такие услуги распространены. Если ремонт – ваше постоянное увлечение, лучше купить. В конечном итоге выйдет дешевле. 3.На подробной смете. Если не составить сразу перечень всего, что нужно, то а «вот этого же еще мешков пять» и «килограмма три на глаз вот того» повлечет лишние расходы и ненужные остатки. 4.Начинать ремонт обязательно с самой дальней от выхода из дома комнаты, иначе строительная грязь нанесет неизбежный ущерб уже отремонтированным помещениям, через которые вы будете ходить. Что-то придется исправлять, а это дополнительные траты.  Планируем переделку Для начала определил минимальный объем работ, который удовлетворил представление супруги о «прекрасном». Главная претензия к комнате была – ее жуткая эклектика. На практике модное дизайнерское словечко означало: кое-как оклеенную обоями кирпичную стену, прямо по кирпичам. Брус был просто покрыт лаком, цвет дерева сохранился, ну, и самый ужас – мебель и прочие элементы интерьера. Тут, по старинной русской традиции, вторую жизнь обрело все, что жалко было выбросить. Мне предстояло: •привести в приличный вид стены, пол и потолок,  •обновить мебель, в идеале, чтобы не покупать новую, •с помощью супруги декорировать помещение, создать уют. Мы не очень любим стиль лофт, но тут вынуждены были взять его за основу в качестве компромисса, чтобы не штукатурить кирпич, поскольку делать этого я не умею, а учиться не планировал.  Решили снять старые обои и покрасить все стены краской, объединив таким образом и материал, и фактуру. Забегая вперед, скажу, что получился у нас в конечном итоге не лофт, а, скорее, скандинавский стиль. А он нам вполне по душе.  Но прежде я осмотрел весь пол на предмет прочности и надежности. В условиях зимней сырости лаги страдают чаще всего, парочку пришлось заменить, использовал для этого брус 48х48. Все-таки трое детей и пожилой человек будут жить, поэтому безопасность превыше всего.  •Пропитал бруски защитным составом, он спасает от повышенной влажности и плесени.  •Часть досок пола тоже заменил. Обработал тем же составом. Циклевать пол не стал, доски достаточно гладкие.  •Щели зашпаклевал специальной шпатлевкой по дереву.  Пляшем от стен Обои с кирпичной стены отошли очень легко, с брусом пришлось повозиться – старый лак зачистил наждачкой. Не до конца – это очень долго, а так, чтобы сделать поверхность шершавой. Дальше нужно обязательно было обезжирить брус растворителем и хорошо обработать все стены грунтовкой праймер. Праймер в данном случае выполняет две очень важных задачи: укрепляет поверхность и дерева, и кирпича, что в нашем случае актуально: где-то цемент может сыпаться между кирпичами, где-то дерево слоиться. Также праймер улучшает адгезию – сцепление нового слоя краски со старым лаком.  Грунтовку, да и краску удобнее на кирпичную стену наносить валиком с длинным ворсом, чтобы компенсировать рельефность.  Брус для ускорения красил маленьким валиком, но стыки все равно пришлось прокрашивать кистью. Так что можно изначально пользоваться широкой кистью, я думаю.  Окна гостиной выходят на солнечную сторону. Поэтому цвет для стен решили выбрать светлый. Не белый: для дачи и детей слишком уж маркий. Бежевый отвергли по причине банальности. Остановились на холодном светло-светло сером оттенке. Краску выбрали универсальную, укрывистая, не течет, подходит и для кирпича, и для дерева, заколеровали в один цвет. Пространство после покраски сразу стало единым, хотя за счет фактуры, кажется, что краска чуть отличается по оттенку. Но это даже неплохо.  Потолок просто покрасил той же краской без колера, пол затонировал морилкой в цвет светлого дуба, для чего развел ее водой, после высыхания покрыл матовым лаком. Он не скользит.  Все лакокрасочные материалы выбирал экологичные, а алкидный лак предпочел за способность быстро сохнуть и устойчивость к истиранию.  Интерьер решает все Когда пространство было готово, мы решили все-таки отказаться от стиля лофт, хотя модная кирпичная стена отчаянно к этому взывала. Но супруга нашла в родительских залежах большой отрез ткани – грубого льна, которого хватило на шторы, которые из-за солнечной стороны посадили на подкладку. Из этой же ткани жена сама сшила чехлы на мебель. Таким образом, разномастные диван и два кресла из «совдепии» стали вполне современным и стильным комплектом. Остатки ткани ушли на подушки для старых стульев, которые я ошкурил и покрасил остатками краски от стен. Стол тоже обновили в тон полу. Той же морилкой и лаком я покрыл несколько простых деревянных ящиков и сделал из них стильные полки, прикрепив дном к стене.  А часть стен жена декорировала детскими рисунками. Если поместить их в хорошие рамы и сделать паспорту из коричневого картона, получается невероятно стильно! На интерьер мы в итоге все же немного потратились. Купили недорогой, подходящий по стилю светильник с деревянными элементами. А потом зашли в садовый отдел и не удержались: купили комплект из пары отличных садовых кресел из искусственного ротанга и небольшого столика. Кто сказал, что ими нельзя пользоваться в помещении? Они прекрасно вписались в интерьер, а заодно решили массу вопросов: дополнительные места, которые легко моются в случае ущерба от грязи, а выдвижные подставки для ног мы будем использовать либо по прямому назначению, либо в качестве дополнительных сидячих мест, в случае если дети друзей приведут. Они уже облюбовали кресла и столик для игр и рисования.  Буду рад, если наш опыт окажется кому-то полезен!

15 декабря

636

0