Интернет-магазин ОБИ

Лепные работы

поделиться

Лепкой называется процесс исполнения в пластичном материале (глине, пластелине, воске) различных предметов, в том числе предметов скульптуры.Под лепкой также часто подразумевают скульптурные украшения, применяемые в архитектуре для обработки фасадов и внутренних помещений зданий.Лепные изображения на плоскости называются рельефом. Если рельеф выступает из плоскости более чем на половину своего измерения - он называется горельефом. Если менее, чем на половину - барельефом. Рельеф также может быть почти плоским, незначительно выступающим из плоскости, или углубленным, врезанным в плоскость.Лепные изображения, которые могут обозреваться кругом, называются объемной скульптурой (фигура, капитель, ваза).Первые попытки применить скульптуру для украшения жилища относятся к далекой древности. На стенах пещер человек высекал несложные рисунки, воспроизводя картины окружающего его мира - растения, животных, бытовые, охотничьи и военные сцены. По мере роста строительной тех­ники возникли величественные сооружения древности - египетские храмы и пирамиды. Их стены, словно коврами, обильно покрыты рельефами, расцвеченными красками. Рельефы отображали события отечественной истории, сцены чествования, эпизоды частной жизни, быт фараонов. Для усиле­ния впечатления перед входом в храм устраивались аллеи скульптур — высеченных из камня фантастических фигур — сфинксов. Два таких сфинкса можно видеть в Ленинграде, на набережной Невы, у здания Академии Художеств. Перед храмом, по обе стороны от входа, устанавливались обелиски — четырехгранные суживающиеся кверху, каменные столбы. Поверхность обелисков также покрывалась рельефными изображениями. Рельеф очень плоский, фигуры либо незначительно выступали на углубленном фоне, либо на­оборот, несколько углублены внутрь.В странах древнего Востока лепка применялась для укра­шения дворцов. Стенные рельефы изображали военные сцены, эпизоды из жизни царей. У входов устанавливались скульп­турные изображения фантастических крылатых зверей.В древней Греции лепка широко применялась для убран­ства зданий. Был выработан богатый ассортимент лепных эле­ментов для обработки архитектурных профилей и стен — зубчики, бусы, гирлянды, сухарики, листья, розетки, пальметы, скульптурные фризы и, наконец, великолепные греческие капители. Эти элементы прочно вошли в архитектурный обиход последующих эпох.Метод применения лепных украшений изменился. Если египтяне покрывали стены своих домов сплошным ковром разноцветных рельефов, то греки обрабатывали лепкой лишь отдельные участки стены., достигая этим значительно большего художественного эффекта. Этот прием сохраняется и в последующие эпохи.Для украшения зданий применялась объемная скульптура, достигшая высокого совершенства.Римляне переняли богатое наследие греков. Благодаря изобретению свода и введению бетона, римские постройки увеличились в размерах, стали грандиозными. В связи с этим расширились и масштабы применения лепных украшений. Римский орнамент включает новые темы — аттрибуты военного дела: щиты, топорики, копья, шлемы и т. д. Римские сооружения вдохновили русских архитекторов на создание таких зданий, как, например, Арка Главного Штаба и Московские ворота в Ленинграде.Средневековье, сменившее эпоху Рима, характеризовалось упадком декоративной скульптуры, и лишь возникновение готического стиля открыло новые возможности для применения лепки. Стены, своды, потолки, затейливые башенки покрывались многочисленными лепными украшениями. Они исполнялись в условной манере, в отрыве от действительности, что соответствовало духу готики. Эпоха Возрождения освободила декоративную скульптуру от условностей готического стиля. В эту эпоху использовались лучшие греческие и римские об­разцы. Простота, чистота линий, ясность формы лепных украшений эпохи Возрождения явились образцами для последующих эпох. С течением времени декоративнаяскульптура утратила простоту. Живописные формы, насыщенные деталями, стали менее покойными, рельеф превратился в горельеф —появились черты, характеризующие барокко. Образцом этого стиля является здание Зимнего Дворца в Ленинграде.Барокко сменил классицизм — стиль, основанный на изучении образцов Возрождения и античности. Гладкие плоскости фасадов, сдержанные пятна лепных украшений — вот основные черты этого стиля. Непревзойденным образцом классицизма является здание Адмиралтейства в Ленинграде.Русское искусство полностью связано с жизнью народа и его творчеством. Такими художественными сокровищами России являются сооружения нашего севера, изумляющие нарядностью, красотой и оригинальностью, не имеющие претендентов в истории мирового искусства.Сооружения Новгорода, Пскова, Киева, Москвы, архитектура которых с лепным живописным декором отличается богатой образностью, гармонией форм, пропорций и своеобразной русской трактовкой красоты, которая овеяна пленительной поэтической прелестью сказаний и легенд.Все эти достижения наших великих предков должны подкреплять и вдохновлять современного архитектора, скульптора, живописца на создание и развитие современного советского искусства и стиля, отражающего нашу социалистическую эпоху и ее мироощущение.Приведенный беглый обзор показывает, что на протяжении всей истории художественной отделки зданий лепные украшения играли большую роль. Велика их роль и в наши дни. Совершенствующаяся техника лепки, ее новая социалистиче­ская тематика,, использование многовекового опыта ее применения — дают возможность советскому архитектору создавать произведения высокой художественной ценности. Однако, область применения лепки не ограничивается украшением зданий. Художественно исполненные ограды, перила мостов, монументы, ворота, фонари, обелиски, вазы и т. п. являются неотъемлемыми элементами города, определяющими в совокупности его художественный облик.Применение лепки для фасадов здания и его внутренних помещений требует наличия художественного вкуса и чувства меры. Для обработки лепкой какого-либо помещения (напри­мер зала), вовсе не следует покрывать ею все стены и потолки. Сдержанное распределение на плоскости стены лепных украшений, правильное их взаиморасположение,хорошо продуманная увязка с дверными и оконными проемами создадут значительно больший эффектЛепная обработка здания зависит от его назначения. Здания музея, театра могут быть обработаны более сильными скульптурными средствами, нежели жилой дом или школа. В первом случае возможно применение круглой скульптуры, богатых лепных фризов, обработка оконных и дверных проемов лепными наличниками. Во втором случае средства обра­ботки должны быть проще, скромнее. Жилая комната не требует стенных лепных украшений, но хорошо прорисованная карнизная тяга с сухариками или бусами, небольшая, но со вкусом исполненная розетка у лампового крюка могут придать комнате много прелести. Актовый зал школы уместно украсить хорошо профилированными карнизами, капителями у пилястр, медальонами или досками с фамилиями медалистов, бюстами ученых. Внутренняя отделка больницы совершенно исключает применение лепки из гигиенических соображении.Проект внешней и внутренней отделки здания, предусматривающий применение лепных украшений, должен осуществляться, как правило, без отступлений, так как измене­ние элементов отделки, например ширины пояса, диаметра розетки и т. п. может нарушить пропорции. Всякие вынужденные изменения должны быть согласованы с автором проекта. Если такая возможность отсутствует, и лепщику, совместно с техническим руководством строительства, приходится решать вопрос об изменениях самостоятельно — надлежит проявлять крайнюю осторожность и осмотрительность.

Комментарии: 0

Комментарии (0)

Добавить комментарий

180 символов

Ваш комментарий:

Похожие статьи

Декор

Дизайн, цветовые и функциональные решения в однокомнатной квартире холостяка

04 ноября 2017

Кто такой холостяк? Это успешный, уверенный в себе мужчина, живущий по своим правилам и увлеченный своим хобби наравне с работой. И это совсем не обязательно карьерист, в жизни которого имеют значение только деньги, успех и взращивание собственного эго. Представляя образ холостяка, мы видим мужчину, который уже независим от родителей, свободен и сам создает свою жизнь, а также пространство для нее. Как обустроено жилье холостяка и чему в нем есть место, а чему и быть не может?

15 декабря

84

0

Декор

Украшаем дом к новому году: декор новогоднего стола

03 ноября 2017

В преддверии Нового года и Рождества у каждой хозяйки полно забот. Когда дом украшен, елка наряжена, подарки упакованы и ждут своего часа под праздничной елкой, наступает этап финальной подготовки, декор новогоднего стола. Празднично накрытый стол задаст настроение с первых минут пребывания гостей в доме. Но это вовсе не означает, что для хорошо проведенного вечера необходимо закупиться дорогой посудой или приготовить множество блюд. Правильно и душевно украсить новогодний стол возможно из подручного материала, главное, не бояться фантазировать и воплощать идеи в жизнь.

15 декабря

91

0

Декор

Украшаем дом к новому году: декор квартиры

03 ноября 2017

Новый год любим детьми и взрослыми за возможность окунуться в мечты, используя для этого простые украшения для квартиры. Декор квартиры – традиционное занятие накануне новогодних и рождественских праздников. С помощью декорирования дома вы даете волю воображению, смекалке, создавая украшения своими руками – развиваете творческую часть себя. А если попросить помощи у детей и внуков, совместное времяпрепровождение пойдет на пользу обеим сторонам процесса.

15 декабря

70

0