Интернет-магазин ОБИ

Садовое искусство

поделиться

САДОВОЕ ИСКУССТВО — уникальное явление, представляющее тщательно разработанную философско-эстетическую систему осмысления Природы как универсальной модели мироздания.

Благодаря этому любой китайский сад — будь то средневековый храмовый или современный декоративный — содержит в той или иной степени отзвук Абсолюта. Вода, камни, деревья, кусты, мхи, цветы, травы являются для устроителя сада не просто материалом, а частицами Вселенной, обладающими сокровенной значимостью.

Впервые слово “нива” (сад) встречается как обозначение пустого пространства, предназначенного для поклонения богам. Согласно синтоизму, весь мир, окружающий человека, населен множеством божеств, обитающих в огромных камнях, старых деревьях, горах, водопадах, озерах, колодцах. Почитались не только сами объекты, но и пространство вокруг них. Особое отношение к пространству станет основополагающим принципом в китайских садах.

Сады, как и другие виды искусства, развивались в соответствии с ходом времени и изменениями в обществе. Но всегда в них главными элементами были вода и камни. Вода является символом отрицательной, женской, темной, мягкой силы инь, а камни — светлой, мужской, положительной, твердой силы ян. Их вечное противостояние и неразрывное единство, согласно древнему дуалистическому представлению, являются основой существования мира.

В культуре сложились три характерных типа китайского сада: холмистые, ровные и чайные.

С середины I тысячелетия под влиянием буддизма сады стали символическим выражением буддийской Вселенной. Центром ее считалась гора, которую в саду обозначал небольшой холм посреди пруда, повторявшего священное озеро Мунэцуноти. Камни в пруду изображали девять островов и восемь морей буддийского космогонического мифа.

Свойственное китайской культуре тяготение к лаконичности способствовало сокращению и садового пейзажа. Так появились знаменитые сухие сады, в которых продолжали существовать силы инь-ян, но реальную воду символически заменили песок и гравий.

Для того чтобы успокоить ум, человек обращается к медитации. “Сядем в тишине и погрузимся в созерцание сада камней...” И тогда, человек может увидеть вместо площадки с камнями бескрайнюю водную гладь с выступающими пиками гор или их же, возвышающихся над пеленой облаков... “Сосредоточившись на неподвижном, ощущаешь движение высших ритмов”.

Культура создала еще один замечательный вариант сада — чайный. Сад, расположенный перед входом, а точнее, ведущий к входу в чайный домик, выступает важным компонентом в этой церемонии, помогая участникам правильно настроиться на предстоящее действо. Эстетика сада в данном случае целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии, базирующимися на принципах простоты, скромности, естественности, неброского очарования... Этот ритуал приобрел здесь особое значение, возникли особые элементы: извилистые, поросшие мхом, выложенные камнем или другим материалом, дорожки, а также сделанные из камня светильники, ставшие впоследствии одним из символов китайского сада.

Известна история о великом мастере чайной церемонии Сэн-но Рикю (XVI в.) и его сыне. Рикю поручил сыну убрать сад. Тот добросовестно подмел там, вымыл фонари, камни дорожки, но отец каждый раз говорил, что убрано еще несовершенно. Когда сын уже не знал, что делать, Рикю подошел к алевшему осенней листвой клену и тряхнул его. Яркие звездочки кленовых листьев придали всему саду одухотворенную поэтичность.

Для китайского сада характерна эстетика детали, доведенной до совершенства. Его основные элементы: изогнутый или лежащий прямо над водой мостик, беседки, павильоны с красными крышами, камни, извилистые дорожки и, конечно же, неповторимый ассортимент растений. Здесь культура сада, как японская, так и китайская очень похожи, сливаются в одну, тем не менее, у японцев прослеживается более “естественный” подход к его созданию.

Пожалуй, японский же сад можно сравнить только с японской икэбаной, когда своим искусством мастер заставляет задуматься, остановиться, на мгновенье потерять отсчет времени. А цветы мастер ставит так, что они выглядят абсолютно естественными.

Традиционный китайский сад отличался богатой и разнообразной растительностью, имевшей, подобно всем элементам сада, как утилитарную, так и эстетическую ценность. Нередко он включал плантации плодовых деревьев и цветники, которые засевались лекарственными травами. Едва ли можно найти китайский сад, где не росли бы благородные породы деревьев. На первое место среди них китайцы единодушно ставили вечнозеленую сосну - символ постоянного благородства. Не меньшей популярностью у китайских садоводов пользовался бамбук - упругий, полый внутри и потому служивший символом живительной пустоты.

Почти в каждом китайском саду можно встретить "деревья счастья" - сливу и персик, плачущие ивы, олицетворяющие животворящее начало ян. Как и в китайском пейзаже, цвета садовой флоры довольно сдержанные: внимание наблюдателя привлечено главным образом к форме растений и игре света и тени.

Обширную область китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. Наибольшим почтением пользовался пион, заслуживший в Китае титул "царя цветов", поскольку он считался чистым воплощением начала ян.

Пассивное начало инь в цветочном царстве было представлено хризантемой, символом покоя и долголетия.

Лотос, тянущийся к солнцу из темной глубины вод, как бы пронизывает все уровни мироздания и являет неудержимую силу жизненного роста. Его нежные цветы, распускающиеся над самой водой, представляют собой символ чистоты, неуязвимой для "грязи и тины" суетного мира.

В современном искусстве фэн-шуй считается, что недавно спланированные и предназначенные для продажи садовые участки лишены благотворной энергии ци. Если участок лишен растительности, он открыт всем ветрам, которые разгоняют ци, не позволяя ей накапливаться. Вечнозеленые растения, символизирующие благородство и долголетие, традиционно считаются лучшими для накопления ци. В общем и целом, наиболее благоприятными с точки зрения фэн-шуй являются многолетние растения с пышной листвой, регулярно цветущие и плодоносящие.

В Китае идеальным человеком считается тот, кто находится в согласии с природой, стремится к покою, к тишине, простоте. “Ко мне добры – добр и я. Но с недобрыми я все равно буду добр, чтобы сделать их лучше”. Япония много взяла из китайской философии и религии: конфуцианство, даоизм, буддизм. Изречение: “Не делай другому того, чего ты не желаешь себе” – принадлежит Конфуцию.

В китайской культуре дом и сад – это единое целое, олицетворяющее единство внешнего мира с внутренним. Дом в Китае — не просто дом, а прообраз Неба. Сад — отражение рая. А поскольку мудрые китайцы говорили, что рай безыскусен, в организации сада особенно ценилась естественность — способность выявить и усилить изначальные свойства вещей, “дать завершение небесной природе”. Поэтому в Китае растения не подстригали и не выравнивали, как в английских садах, – пусть растет, как растет. Этот принцип восходил к более глобальному — принципу сохранения равновесия и гармонии. Асимметрию сада дополняла архитектура, подчиненная, в отличие от растений, строгим законам геометрии.

Внутреннее убранство дома тоже не было случайным. Тяжелые предметы мебели занимали строго определенное место, причем их устанавливали симметрично — попарно или в виде тройных композиций. Например, как бы разделенный на две половинки шкаф, стол с двумя стульями по бокам, курительница с двумя вазами. Курительнице придавалось особое значение. Ее рекомендовалось несколько раз в день переносить с места на место, чтобы символизируемый священным предметом покой сочетался с подвижностью. По словам мудреца, расположение предметов должно создавать впечатление “живой изменчивости”. И тогда “бесчувственные вещи пробудят чувство”. Поэтому в китайском интерьере такое важное место занимают ширмы, которые постоянно переставляются с места на место и преображают помещение.

Затем – инкрустация и роспись, вышивка. Шкафы и комоды, спинки стульев, крышки шкатулок должны быть украшены изображениями пейзажей. На столах, подносах, в цветочных вазах, где росли карликовые деревья, лежали камни. И подушки, подушки, подушки, расшитые различными узорами… Чем больше, тем лучше.
В каждом китайском доме обязательно имелось множество ароматных палочек на все случаи жизни. “С их помощью в часы уединенной беседы о премудростях древних очищаешь сердце и водворяешь безмятежность в душе; читая ночью при свете фонаря, прогоняешь дрему и тревоги; ведя доверительный разговор, укрепляешься в своих чувствах и поверяешь свои сокровенные думы”.

Важный элемент архитектуры и оформления традиционного китайского дома — украшение дверей и окон. Дверные проемы обязательно должны быть широкими и находиться друг напротив друга. Часто встречались двери причудливой формы — в виде круга или, например, восьмиугольника. Круглые (“лунные”) двери символизировали совершенство бытия и напоминали о том, что “возвращение в Небо” есть обычный переход из одного состояния в другое.

Китайские сады — поистине пространство для стихий и воображения, своеобразные окна в иную реальность. В то же время они остаются садами, в которых человек может любоваться бесконечной красотой Природы.

Комментарии: 42

Комментарии (42)

Ulia Галеева

15 октября 2015

Какая дивная статья

Ответить
Ulia Галеева

15 октября 2015

всё по феншую

Ответить
Ulia Галеева

15 октября 2015

согласна, сад должен радовать глаз

Ответить
Флюра Бурлакова

15 октября 2015

очень познавательно

Ответить
Ulia Галеева

15 октября 2015

всё по уму и науке

Ответить
Антон

15 октября 2015

красиво

Ответить
Антон

15 октября 2015

позновательно

Ответить
Антон

15 октября 2015

спасибо

Ответить
Антон

15 октября 2015

пишите еще

Ответить
Татьяна Счастливая

15 октября 2015

пригодится

Ответить
Татьяна Счастливая

15 октября 2015

спасибо

Ответить
Татьяна Счастливая

15 октября 2015

ждем еще статей

Ответить
Татьяна Счастливая

15 октября 2015

интересно

Ответить
Юля Ершова

15 октября 2015

пишите

Ответить
Алена Вечеринка

15 октября 2015

красота

Ответить
Алексей

15 октября 2015

интересно

Ответить
Алексей

15 октября 2015

спасибо

Ответить
Алексей

15 октября 2015

пишите еще

Ответить
Аленка С

15 октября 2015

здорово

Ответить
Аленка С

15 октября 2015

отличная статья

Ответить
Марина

15 октября 2015

Хорошо!

Ответить
Костя К

21 июля 2016

Особое отношение к пространству станет основополагающим принципом в китайских садах.

Ответить
Костя К

21 июля 2016

Согласно синтоизму, весь мир, окружающий человека, населен множеством божеств.

Ответить
Костя К

21 июля 2016

В китайских садах главными элементами были вода и камни.

Ответить
Люда Т

21 июля 2016

Сады, как и другие виды искусства, развивались в соответствии с ходом времени и изменениями в обществе.

Ответить
Люда Т

21 июля 2016

В культуре сложились три характерных типа китайского сада: холмистые, ровные и чайные.

Ответить
Люда Т

21 июля 2016

Вечное противостояние и неразрывное единство воды и камней согласно древнему дуалистическому представлению, являются основой существования мира.

Ответить
Алексей

21 июля 2016

Для китайского сада характерна эстетика детали, доведенной до совершенства.

Ответить
Алексей

21 июля 2016

Основные элементы: изогнутый или лежащий прямо над водой мостик, беседки...

Ответить
Алексей

21 июля 2016

У японцев прослеживается более “естественный” подход к его созданию.

Ответить
Антон

21 июля 2016

Японский же сад можно сравнить только с японской икэбаной.

Ответить
Антон

21 июля 2016

Традиционный китайский сад отличался богатой и разнообразной растительностью.

Ответить
Антон

21 июля 2016

На первое место китайцы единодушно ставили вечнозеленую сосну - символ постоянного благородства.

Ответить
Антон

21 июля 2016

Обширную область китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов.

Ответить
Антон

21 июля 2016

Наибольшим почтением пользовался пион.

Ответить
Антон

21 июля 2016

Почти в каждом китайском саду можно встретить "деревья счастья".

Ответить
Алексей

21 июля 2016

В китайской культуре дом и сад – это единое целое.

Ответить
Алексей

21 июля 2016

В Китае растения не подстригали и не выравнивали, как в английских садах, – пусть растет, как растет.

Ответить
Алексей

21 июля 2016

Китайские сады — поистине пространство для стихий и воображения.

Ответить
Наталья

23 июля 2016

В Китае идеальным человеком считается тот, кто находится в согласии с природой.

Ответить
Наталья

23 июля 2016

Особое отношение к пространству станет основополагающим принципом в китайских садах.

Ответить
Наталья

23 июля 2016

Китайские сады — поистине своеобразные окна в иную реальность.

Ответить

Добавить комментарий

180 символов

Ваш комментарий:

Похожие статьи

Сад

Апрельская высадка плодово-ягодных кустарников: что, когда и как

27 апреля 2017

Весна бывает разной. Но чем она теплее, тем быстрее нужно позаботиться о высадке плодово-ягодных кустарников. Апрель – самый подходящий месяц для этого.

15 декабря

25

0

Сад

Суккуленты: очиток

16 апреля 2017

Очиток (седум) – многолетний суккулент. Название произошло от латинского «утихать», благодаря известным издавна свойствам очитка успокаивать боль. Помимо болеутоляющего обладает широким спектром лечебных свойств. Тропические виды очитка отлично растут в домашних условиях, в цветник сажают зимоустойчивые сорта, имеющие стелющиеся или прямостоячие стебли. Рассмотрим подробнее выращивание очитка в открытом грунте.

15 декабря

261

0

Сад

Суккуленты: родиола розовая

16 апреля 2017

Родиола розовая – суккулент, находящийся на грани исчезновения. Второе название, Золотой корень, растение получило в далекие времена, когда китайские императоры выкупали корни растения у контрабандистов за огромные деньги, ведясь на поверья о долголетии и здоровье употреблявших этот корень в пищу. Сейчас родиолу розовую встретить на садовом участке – настоящая удача, помимо лечебных свойств растение своей декоративностью дополнит любой участок или альпийскую горку.

15 декабря

228

0