Интернет-магазин ОБИ

Садовое искусство

поделиться

САДОВОЕ ИСКУССТВО — уникальное явление, представляющее тщательно разработанную философско-эстетическую систему осмысления Природы как универсальной модели мироздания.

Благодаря этому любой китайский сад — будь то средневековый храмовый или современный декоративный — содержит в той или иной степени отзвук Абсолюта. Вода, камни, деревья, кусты, мхи, цветы, травы являются для устроителя сада не просто материалом, а частицами Вселенной, обладающими сокровенной значимостью.

Впервые слово “нива” (сад) встречается как обозначение пустого пространства, предназначенного для поклонения богам. Согласно синтоизму, весь мир, окружающий человека, населен множеством божеств, обитающих в огромных камнях, старых деревьях, горах, водопадах, озерах, колодцах. Почитались не только сами объекты, но и пространство вокруг них. Особое отношение к пространству станет основополагающим принципом в китайских садах.

Сады, как и другие виды искусства, развивались в соответствии с ходом времени и изменениями в обществе. Но всегда в них главными элементами были вода и камни. Вода является символом отрицательной, женской, темной, мягкой силы инь, а камни — светлой, мужской, положительной, твердой силы ян. Их вечное противостояние и неразрывное единство, согласно древнему дуалистическому представлению, являются основой существования мира.

В культуре сложились три характерных типа китайского сада: холмистые, ровные и чайные.

С середины I тысячелетия под влиянием буддизма сады стали символическим выражением буддийской Вселенной. Центром ее считалась гора, которую в саду обозначал небольшой холм посреди пруда, повторявшего священное озеро Мунэцуноти. Камни в пруду изображали девять островов и восемь морей буддийского космогонического мифа.

Свойственное китайской культуре тяготение к лаконичности способствовало сокращению и садового пейзажа. Так появились знаменитые сухие сады, в которых продолжали существовать силы инь-ян, но реальную воду символически заменили песок и гравий.

Для того чтобы успокоить ум, человек обращается к медитации. “Сядем в тишине и погрузимся в созерцание сада камней...” И тогда, человек может увидеть вместо площадки с камнями бескрайнюю водную гладь с выступающими пиками гор или их же, возвышающихся над пеленой облаков... “Сосредоточившись на неподвижном, ощущаешь движение высших ритмов”.

Культура создала еще один замечательный вариант сада — чайный. Сад, расположенный перед входом, а точнее, ведущий к входу в чайный домик, выступает важным компонентом в этой церемонии, помогая участникам правильно настроиться на предстоящее действо. Эстетика сада в данном случае целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии, базирующимися на принципах простоты, скромности, естественности, неброского очарования... Этот ритуал приобрел здесь особое значение, возникли особые элементы: извилистые, поросшие мхом, выложенные камнем или другим материалом, дорожки, а также сделанные из камня светильники, ставшие впоследствии одним из символов китайского сада.

Известна история о великом мастере чайной церемонии Сэн-но Рикю (XVI в.) и его сыне. Рикю поручил сыну убрать сад. Тот добросовестно подмел там, вымыл фонари, камни дорожки, но отец каждый раз говорил, что убрано еще несовершенно. Когда сын уже не знал, что делать, Рикю подошел к алевшему осенней листвой клену и тряхнул его. Яркие звездочки кленовых листьев придали всему саду одухотворенную поэтичность.

Для китайского сада характерна эстетика детали, доведенной до совершенства. Его основные элементы: изогнутый или лежащий прямо над водой мостик, беседки, павильоны с красными крышами, камни, извилистые дорожки и, конечно же, неповторимый ассортимент растений. Здесь культура сада, как японская, так и китайская очень похожи, сливаются в одну, тем не менее, у японцев прослеживается более “естественный” подход к его созданию.

Пожалуй, японский же сад можно сравнить только с японской икэбаной, когда своим искусством мастер заставляет задуматься, остановиться, на мгновенье потерять отсчет времени. А цветы мастер ставит так, что они выглядят абсолютно естественными.

Традиционный китайский сад отличался богатой и разнообразной растительностью, имевшей, подобно всем элементам сада, как утилитарную, так и эстетическую ценность. Нередко он включал плантации плодовых деревьев и цветники, которые засевались лекарственными травами. Едва ли можно найти китайский сад, где не росли бы благородные породы деревьев. На первое место среди них китайцы единодушно ставили вечнозеленую сосну - символ постоянного благородства. Не меньшей популярностью у китайских садоводов пользовался бамбук - упругий, полый внутри и потому служивший символом живительной пустоты.

Почти в каждом китайском саду можно встретить "деревья счастья" - сливу и персик, плачущие ивы, олицетворяющие животворящее начало ян. Как и в китайском пейзаже, цвета садовой флоры довольно сдержанные: внимание наблюдателя привлечено главным образом к форме растений и игре света и тени.

Обширную область китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. Наибольшим почтением пользовался пион, заслуживший в Китае титул "царя цветов", поскольку он считался чистым воплощением начала ян.

Пассивное начало инь в цветочном царстве было представлено хризантемой, символом покоя и долголетия.

Лотос, тянущийся к солнцу из темной глубины вод, как бы пронизывает все уровни мироздания и являет неудержимую силу жизненного роста. Его нежные цветы, распускающиеся над самой водой, представляют собой символ чистоты, неуязвимой для "грязи и тины" суетного мира.

В современном искусстве фэн-шуй считается, что недавно спланированные и предназначенные для продажи садовые участки лишены благотворной энергии ци. Если участок лишен растительности, он открыт всем ветрам, которые разгоняют ци, не позволяя ей накапливаться. Вечнозеленые растения, символизирующие благородство и долголетие, традиционно считаются лучшими для накопления ци. В общем и целом, наиболее благоприятными с точки зрения фэн-шуй являются многолетние растения с пышной листвой, регулярно цветущие и плодоносящие.

В Китае идеальным человеком считается тот, кто находится в согласии с природой, стремится к покою, к тишине, простоте. “Ко мне добры – добр и я. Но с недобрыми я все равно буду добр, чтобы сделать их лучше”. Япония много взяла из китайской философии и религии: конфуцианство, даоизм, буддизм. Изречение: “Не делай другому того, чего ты не желаешь себе” – принадлежит Конфуцию.

В китайской культуре дом и сад – это единое целое, олицетворяющее единство внешнего мира с внутренним. Дом в Китае — не просто дом, а прообраз Неба. Сад — отражение рая. А поскольку мудрые китайцы говорили, что рай безыскусен, в организации сада особенно ценилась естественность — способность выявить и усилить изначальные свойства вещей, “дать завершение небесной природе”. Поэтому в Китае растения не подстригали и не выравнивали, как в английских садах, – пусть растет, как растет. Этот принцип восходил к более глобальному — принципу сохранения равновесия и гармонии. Асимметрию сада дополняла архитектура, подчиненная, в отличие от растений, строгим законам геометрии.

Внутреннее убранство дома тоже не было случайным. Тяжелые предметы мебели занимали строго определенное место, причем их устанавливали симметрично — попарно или в виде тройных композиций. Например, как бы разделенный на две половинки шкаф, стол с двумя стульями по бокам, курительница с двумя вазами. Курительнице придавалось особое значение. Ее рекомендовалось несколько раз в день переносить с места на место, чтобы символизируемый священным предметом покой сочетался с подвижностью. По словам мудреца, расположение предметов должно создавать впечатление “живой изменчивости”. И тогда “бесчувственные вещи пробудят чувство”. Поэтому в китайском интерьере такое важное место занимают ширмы, которые постоянно переставляются с места на место и преображают помещение.

Затем – инкрустация и роспись, вышивка. Шкафы и комоды, спинки стульев, крышки шкатулок должны быть украшены изображениями пейзажей. На столах, подносах, в цветочных вазах, где росли карликовые деревья, лежали камни. И подушки, подушки, подушки, расшитые различными узорами… Чем больше, тем лучше.
В каждом китайском доме обязательно имелось множество ароматных палочек на все случаи жизни. “С их помощью в часы уединенной беседы о премудростях древних очищаешь сердце и водворяешь безмятежность в душе; читая ночью при свете фонаря, прогоняешь дрему и тревоги; ведя доверительный разговор, укрепляешься в своих чувствах и поверяешь свои сокровенные думы”.

Важный элемент архитектуры и оформления традиционного китайского дома — украшение дверей и окон. Дверные проемы обязательно должны быть широкими и находиться друг напротив друга. Часто встречались двери причудливой формы — в виде круга или, например, восьмиугольника. Круглые (“лунные”) двери символизировали совершенство бытия и напоминали о том, что “возвращение в Небо” есть обычный переход из одного состояния в другое.

Китайские сады — поистине пространство для стихий и воображения, своеобразные окна в иную реальность. В то же время они остаются садами, в которых человек может любоваться бесконечной красотой Природы.

Комментарии: 42

Комментарии (42)

Ulia Галеева

15 октября 2015

Какая дивная статья

Ответить
Ulia Галеева

15 октября 2015

всё по феншую

Ответить
Ulia Галеева

15 октября 2015

согласна, сад должен радовать глаз

Ответить
Флюра Бурлакова

15 октября 2015

очень познавательно

Ответить
Ulia Галеева

15 октября 2015

всё по уму и науке

Ответить
Антон

15 октября 2015

красиво

Ответить
Антон

15 октября 2015

позновательно

Ответить
Антон

15 октября 2015

спасибо

Ответить
Антон

15 октября 2015

пишите еще

Ответить
Татьяна Счастливая

15 октября 2015

пригодится

Ответить
Татьяна Счастливая

15 октября 2015

спасибо

Ответить
Татьяна Счастливая

15 октября 2015

ждем еще статей

Ответить
Татьяна Счастливая

15 октября 2015

интересно

Ответить
Юля Ершова

15 октября 2015

пишите

Ответить
Алена Вечеринка

15 октября 2015

красота

Ответить
Алексей

15 октября 2015

интересно

Ответить
Алексей

15 октября 2015

спасибо

Ответить
Алексей

15 октября 2015

пишите еще

Ответить
Аленка С

15 октября 2015

здорово

Ответить
Аленка С

15 октября 2015

отличная статья

Ответить
Марина

15 октября 2015

Хорошо!

Ответить
Костя К

21 июля 2016

Особое отношение к пространству станет основополагающим принципом в китайских садах.

Ответить
Костя К

21 июля 2016

Согласно синтоизму, весь мир, окружающий человека, населен множеством божеств.

Ответить
Костя К

21 июля 2016

В китайских садах главными элементами были вода и камни.

Ответить
Люда Т

21 июля 2016

Сады, как и другие виды искусства, развивались в соответствии с ходом времени и изменениями в обществе.

Ответить
Люда Т

21 июля 2016

В культуре сложились три характерных типа китайского сада: холмистые, ровные и чайные.

Ответить
Люда Т

21 июля 2016

Вечное противостояние и неразрывное единство воды и камней согласно древнему дуалистическому представлению, являются основой существования мира.

Ответить
Алексей

21 июля 2016

Для китайского сада характерна эстетика детали, доведенной до совершенства.

Ответить
Алексей

21 июля 2016

Основные элементы: изогнутый или лежащий прямо над водой мостик, беседки...

Ответить
Алексей

21 июля 2016

У японцев прослеживается более “естественный” подход к его созданию.

Ответить
Антон

21 июля 2016

Японский же сад можно сравнить только с японской икэбаной.

Ответить
Антон

21 июля 2016

Традиционный китайский сад отличался богатой и разнообразной растительностью.

Ответить
Антон

21 июля 2016

На первое место китайцы единодушно ставили вечнозеленую сосну - символ постоянного благородства.

Ответить
Антон

21 июля 2016

Обширную область китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов.

Ответить
Антон

21 июля 2016

Наибольшим почтением пользовался пион.

Ответить
Антон

21 июля 2016

Почти в каждом китайском саду можно встретить "деревья счастья".

Ответить
Алексей

21 июля 2016

В китайской культуре дом и сад – это единое целое.

Ответить
Алексей

21 июля 2016

В Китае растения не подстригали и не выравнивали, как в английских садах, – пусть растет, как растет.

Ответить
Алексей

21 июля 2016

Китайские сады — поистине пространство для стихий и воображения.

Ответить
Наталья

23 июля 2016

В Китае идеальным человеком считается тот, кто находится в согласии с природой.

Ответить
Наталья

23 июля 2016

Особое отношение к пространству станет основополагающим принципом в китайских садах.

Ответить
Наталья

23 июля 2016

Китайские сады — поистине своеобразные окна в иную реальность.

Ответить

Добавить комментарий

180 символов

Ваш комментарий:

Похожие статьи

Сад

Зимний сад

21 июня 2017

Благодаря «законсервированному» под стеклянным колпаком лету, стало возможным вне зависимости от сезона наслаждаться сочной зеленью миниатюрных деревьев и благоуханием райских цветов.Зимний сад в частном доме, коттедже или на даче выглядит со стороны красивой игрушкой, приятным местом отдыха, объектом, подчеркивающим статус хозяев. На практике – это серьезное инженерное решение, требующее соблюдение нюансов предпроэктной подготовки, проектирования и строительства, а также, нуждается в постоянном уходе и защите.Когда мы говорим о зимнем саде, то, прежде всего, имеем в виду промежуточную зону между жилым помещением и природной средой. Тогда как оранжерея (более упрощенный вариант – теплицы) ориентирована в основном на выращивания растений в специальных условиях. Как правило, оранжерею располагают отдельно от дома – в саду или на крыше.Как и оранжерея, зимний сад призван защищать растения и цветы от замерзания осенью и зимой. Но оранжерея направлена в основном на выращивание определенных сортов (например, апельсинов, пальм), с поддержанием особых климатических условий, в которых нормальному человеку находиться постоянно физически сложно. Тогда как в зимнем саду, рационально подобранный микроклимат позитивно влияет и на самочувствие людей, и на культивирование растений со сложным (и не очень) «характером».Независимо от места расположения сада, конструктивная система должна быть светопрозрачной, освещенной, эфирной, красивой, а также достаточно надежной и устойчивой к всевозможным атмосферным (перегревам и охлаждениям) и механическим явлениям.Конструкция зимнего сада может быть:примыкающая к дому;отдельно стоящая.Зимний сад, спрятанный за стеклами или поликарбонатом, способен аккумулировать значительное количество тепла. Его количества будет достаточно в теплое время года. Но, для того чтобы защитить теплолюбивые растения в холодную пору нужно продумать эффективную систему отопления.Растения в зимнем саду в зимнее и пасмурное время года испытывают недостаток освещения, что негативно сказывается на их росте. Поэтому важно обеспечить приемлемый уровень дополнительного освещения.Лампы для зимнего сада - выбор влияет на рост растений:лампы накаливания не подходят, поскольку их спектр не содержит синих лучей, без которых не происходит фотосинтез. Также они выделяют много тепла, и высокие растения могут получить ожег;люминесцентные лампы. Чувствительны к перепадам напряжения, частое включение-выключение сильно снижает срок их пригодности;металлогалогенные лампы – газоразрядные лампы высокого давления. Их спектр излучения близок к естественному, но у них малый срок службы;натриевые лампы высокого давления. Их цветопередача неудовлетворительна для внутреннего применения. Кроме того, они очень чувствительны к перепаду напряжения;фитолампы. Разработаны специально для освещения растений. Существует два их вида: энергосберегающие светодиодные и люминесцентные.Выбирая растения для вашего зимнего сада нужно, помимо собственных предпочтений, руководствоваться видами и сортами растений.Виды растений:тропические. Оптимальная температура для их роста + 22 оС;субтропические + 10 оС.При этом разные виды растений смешивать не стоит.

15 декабря

54

0

Сад

Ягода-малина: как повысить урожайность

14 июня 2017

Малина – сладкая, вкусная ягода, которую можно употреблять как в свежем виде, так и заготавливать на зиму. Почти у каждого дачника в саду растет хотя бы один куст малины. Но далеко не каждый куст малины радует хозяев хорошим урожаем, особенно если за ним нет должного ухода.

15 декабря

556

0

Сад

Подкормка минеральными удобрениями: виды и применение

13 июня 2017

Я не понимала важность подкормки минеральными удобрениями растений, пока не попробовала. На каждом этапе развития саженца ему требуется определенный вид неорганических соединений. Во время роста растение нуждается в азоте, во время цветения и плодоношения – в калии и фосфоре. Например, подкормка плодовых деревьев минеральными удобрениями способствует быстрому росту и качественному урожаю. Рассмотрим виды питательны веществ для растений.

15 декабря

1211

0